18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Законсервировать или музеефицировать?

Судьбу фрагмента стены Белого города XVI века, который был обнаружен археологами на Хохловской площади, москвичам предлагают решить с помощью интернет-голосования. Законсервировать исторический памятник или музеефицировать — с 12 апреля на портале «Активный гражданин» можно высказать свое мнение.

В 2007 году на Хохловской площади планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, вырыли огромный котлован, но в процессе работ археологи обнаружили часть белогородской стены, сохранившуюся с XVI века, и стройку пришлось отменить.

Стена Белого города создана по проекту зодчего Федора Коня, он же в свое время руководил возведением кремля в Смоленске. В Средние века это была самая протяженная крепостная стена в России. Его укрепления единственный раз стали рубежом обороны во время гражданской войны 1610–1612 годов. До конца XVIII века обветшавшую крепость разобрали на кирпичи, а по кольцу стен Белого города пролегло Бульварное кольцо.

Фрагмент стены на Хохловской площади на данный момент единственный, других пока не нашли. Неплохо сохранилось основание стены шириной 4,5 м — кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1,5 м. Уникальной находкой археологов в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки стали белокаменные резные архитектурные детали, в частности два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны.

Сейчас найденная часть стены накрыта пластиковым навесом, работы на площадке не ведутся, но кладка под воздействием выхлопных газов, осадков и перепадов температур постепенно разрушается. Некоторые специалисты предлагают снова засыпать находку землей, чтобы законсервировать ее для будущих поколений.

«В мировой археологической практике принято после завершения исследований раскрытый объект культурного наследия либо музеефицировать, либо провести его консервацию методом засыпки раскопа. По первоначальному проекту обнаруженные исторические кладки должны были находиться в подземном уровне паркинга под перекрытием в качестве музейного экспоната. В связи с отказом инвестора от этой площадки вопрос о музеефикации кладок XVI века остался открытым. Следовательно, для сохранения этого уникального объекта для будущего его необходимо законсервировать методом повторного погружения в грунт, как наиболее щадящим древние кладки», — отмечает археолог Константин Воронин.

Другие эксперты выступают за музеефикацию участка по примеру многих европейских стран и открытие доступа к средневековой стене для горожан.

«Самое главное — это в любом случае сохранить стену, поскольку внешняя среда негативно влияет на ее сохранность. Сейчас там открытое пространство, куда заливается вода, лужа там стоит фактически постоянно — это все приводит к разрушению. Непременно нужно законсервировать стену и произвести это с реставрационными изысканиями, сделать максимально профессионально, дабы не утратить то, что удалось обнаружить, а дальше уже смотреть на финансовые возможности. Если говорить про тот вариант, в котором предлагается засыпать котлован, то это тоже может привести к механическому повреждению, что несет угрозу для этого фрагмента. Это можно сделать, как в немецком Кельне, где в послевоенный период шло восстановление города и случайно были обнаружены античные руины, которые на достаточных площадях и улицах раскрыли, их музеефицировали, надев специальный стеклянный колпак. Достаточно, на мой взгляд, рациональный и экономичный способ, чтобы историческую находку сделать публичной», — считает москвовед, историк архитектуры, кандидат политических наук Денис Ромодин.

Дали слово и москвичам. Горожане могут выразить свое мнение на сайте или в мобильном приложении проекта «Активный гражданин».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+