18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неделя классического всего: здесь и древности, и Давид с Эль Греко, и даже пистолеты

Неделя классического искусства — новое изобретение Christie’s, навеянное прошлогодним успехом недель искусства ХХ века. Шутка ли, две тематические недели в мае и ноябре принесли два новых мировых рекорда (Алжирские женщины (версия O) Пабло Пикассо и Лежащая обнаженная Амедео Модильяни). Новая неделя, которая пройдет в Нью-Йорке с 12 по 14 апреля, объединяет шесть аукционов: древнеегипетские и античные артефакты, европейское декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись старых мастеров в двух частях и самые оригинальные торги — Революция, посвященные искусству рубежа XVIII–XIX веков.

В топ-лотах последнего — живопись лучших мастеров эпохи, по большей части французов. Жак Луи Давид, первая кисть революции и наполеоновской империи, представлен картиной Весталка — великолепным женским портретом в античном антураже (моделью девственной жрицы послужила актриса мадемуазель Ракур, у которой был роман с покровителем художника маркизом де Бьевром). Идеальный образец неоклассицизма в живописи, который будет тиражироваться как незыблемый академический канон на протяжении следующего столетия, считается единственным произведением Давида дореволюционного периода в частных руках ($3–5 млн). Здесь же Леда и лебедь его художественного антипода, родоначальника романтизма Теодора Жерико ($900 тыс. — 1,2 млн), несколько работ Оноре Фрагонара, в том числе изысканное по цветовому решению сентиментальное тондо Счастливое семейство ($1,5–2,5 млн), портреты Элизабет Виже-Лебрен и военные сцены Ораса Верне.

Достойная коллекция собрана и в каталоге аукциона старых мастеров. Главный раритет — небольшой алтарь флорентийского мастера XIV века Бернардо Дадди (эстимейт по запросу). Написанный в 1330-е годы лирический образ Богоматери, нежно склонившей голову к сыну, в окружении святых, с объемными фигурами и изысканным цветовым решением (чего только стоят нежно-сиреневая туника Девы Марии, оливковые одежды ангелов и розовые, фиолетовые, синие с золотом плащи апостолов), очевидно, навеян работами Джотто, с которым Дадди мог вместе работать над украшением флорентийской церкви Санта-Кроче. Небольшое, буквально 20 х 30 см, Положение во гроб Эль Греко написано молодым художником в Риме, вероятно, под впечатлением от работ Микеланджело, но уже здесь узнаются его длинные мазки и особая пластика фигур ($4–6 млн).

Главный лот аукциона декоративно-прикладного искусства имеет русский провенанс. Золотой чайно-кофейный сервиз входил в богатое приданое великой княжны Елены Павловны, дочери императора Павла I, в 1799 году выданной за наследного принца Мекленбург-Шверинского. Сервиз, предметы которого по моде неоклассицизма заимствуют формы и декор античных сосудов, был заказан петербургскому ювелиру датского происхождения Ивару Буху и больше 100 лет хранился у наследников княжны ($1,5–2,5 млн).

Еще один редкий исторический лот — пара затейливо украшенных кремнёвых револьверов, в 1825 году подаренных маркизом Лафайетом Симону Боливару. Выходец из богатой креольской семьи, Боливар так проникся идеалами европейского Просвещения, что посвятил жизнь освобождению Латинской Америки от испанского владычества. Своей независимостью ему обязаны шесть латиноамериканских государств: Венесуэла, Колумбия, Панама, Эквадор, Перу и названная в его честь Боливия. Лафайет — герой Великой французской революции и активный участник американской Войны за независимость — принадлежал к более старшему поколению, вдохновлял Боливара своими подвигами и сам восхищался им, видя в молодом друге преемника в борьбе за всеобщую свободу, равенство и братство. Револьверы, выполненные главным французским оружейником времен Наполеона Бонапарта Николя-Ноэлем Буте, роскошно декорированы серебряными и позолоченными накладками с изображением битвы кентавров, масками Медузы Горгоны и Геркулеса и неоклассическим орнаментом ($1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+