Неделя классического всего: здесь и древности, и Давид с Эль Греко, и даже пистолеты

Жак Луи Давид. «Весталка». Холст, масло. $3–5 млн, Christie's
Эль Греко. «Положение во гроб». Холст, масло. $4–6 млн, Christie's
Рельеф из известняка. Египет, Раннее царство, 18-я династия, 1550–1307 до н.э. $20–30 тыс., Christie's
Бернардо Дадди. «Богоматерь со святыми и ангелами». Алтарь. Дерево, темпера. Christie's
Жак Луи Давид. «Весталка». Холст, масло. $3–5 млн, Christie's
Эль Греко. «Положение во гроб». Холст, масло. $4–6 млн, Christie's
Рельеф из известняка. Египет, Раннее царство, 18-я династия, 1550–1307 до н.э. $20–30 тыс., Christie's
Бернардо Дадди. «Богоматерь со святыми и ангелами». Алтарь. Дерево, темпера. Christie's

Неделя классического искусства — новое изобретение Christie’s, навеянное прошлогодним успехом недель искусства ХХ века. Шутка ли, две тематические недели в мае и ноябре принесли два новых мировых рекорда (Алжирские женщины (версия O) Пабло Пикассо и Лежащая обнаженная Амедео Модильяни). Новая неделя, которая пройдет в Нью-Йорке с 12 по 14 апреля, объединяет шесть аукционов: древнеегипетские и античные артефакты, европейское декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись старых мастеров в двух частях и самые оригинальные торги — Революция, посвященные искусству рубежа XVIII–XIX веков.

В топ-лотах последнего — живопись лучших мастеров эпохи, по большей части французов. Жак Луи Давид, первая кисть революции и наполеоновской империи, представлен картиной Весталка — великолепным женским портретом в античном антураже (моделью девственной жрицы послужила актриса мадемуазель Ракур, у которой был роман с покровителем художника маркизом де Бьевром). Идеальный образец неоклассицизма в живописи, который будет тиражироваться как незыблемый академический канон на протяжении следующего столетия, считается единственным произведением Давида дореволюционного периода в частных руках ($3–5 млн). Здесь же Леда и лебедь его художественного антипода, родоначальника романтизма Теодора Жерико ($900 тыс. — 1,2 млн), несколько работ Оноре Фрагонара, в том числе изысканное по цветовому решению сентиментальное тондо Счастливое семейство ($1,5–2,5 млн), портреты Элизабет Виже-Лебрен и военные сцены Ораса Верне.

Достойная коллекция собрана и в каталоге аукциона старых мастеров. Главный раритет — небольшой алтарь флорентийского мастера XIV века Бернардо Дадди (эстимейт по запросу). Написанный в 1330-е годы лирический образ Богоматери, нежно склонившей голову к сыну, в окружении святых, с объемными фигурами и изысканным цветовым решением (чего только стоят нежно-сиреневая туника Девы Марии, оливковые одежды ангелов и розовые, фиолетовые, синие с золотом плащи апостолов), очевидно, навеян работами Джотто, с которым Дадди мог вместе работать над украшением флорентийской церкви Санта-Кроче. Небольшое, буквально 20 х 30 см, Положение во гроб Эль Греко написано молодым художником в Риме, вероятно, под впечатлением от работ Микеланджело, но уже здесь узнаются его длинные мазки и особая пластика фигур ($4–6 млн).

Главный лот аукциона декоративно-прикладного искусства имеет русский провенанс. Золотой чайно-кофейный сервиз входил в богатое приданое великой княжны Елены Павловны, дочери императора Павла I, в 1799 году выданной за наследного принца Мекленбург-Шверинского. Сервиз, предметы которого по моде неоклассицизма заимствуют формы и декор античных сосудов, был заказан петербургскому ювелиру датского происхождения Ивару Буху и больше 100 лет хранился у наследников княжны ($1,5–2,5 млн).

Еще один редкий исторический лот — пара затейливо украшенных кремнёвых револьверов, в 1825 году подаренных маркизом Лафайетом Симону Боливару. Выходец из богатой креольской семьи, Боливар так проникся идеалами европейского Просвещения, что посвятил жизнь освобождению Латинской Америки от испанского владычества. Своей независимостью ему обязаны шесть латиноамериканских государств: Венесуэла, Колумбия, Панама, Эквадор, Перу и названная в его честь Боливия. Лафайет — герой Великой французской революции и активный участник американской Войны за независимость — принадлежал к более старшему поколению, вдохновлял Боливара своими подвигами и сам восхищался им, видя в молодом друге преемника в борьбе за всеобщую свободу, равенство и братство. Револьверы, выполненные главным французским оружейником времен Наполеона Бонапарта Николя-Ноэлем Буте, роскошно декорированы серебряными и позолоченными накладками с изображением битвы кентавров, масками Медузы Горгоны и Геркулеса и неоклассическим орнаментом ($1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+