18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Влиятельный Таможенник. Анри Руссо между старыми мастерами и авангардом

№42
Материал из газеты

Выставка в Орсе подает знаменитого примитивиста вместе с другими гениями

Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) и его влиянии на искусство модернизма. Ее сокуратор Беатрис Аванци считает, что, хотя художник, будучи самоучкой, и совершал ошибки в своих картинах, часто он делал это преднамеренно. Кроме того, его самобытное искусство возникло вовсе не на пустом месте: Руссо обращался за темами и к старым мастерам. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889–1890) из Национальной галереи в Праге — автопортрет художника с Сеной на заднем плане. Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490–1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Для выявления невидимых на первый взгляд связей примитива Руссо с классикой, а также влияния художника на современников на выставке помимо 40 картин самого Руссо представлена еще сотня работ разных авторов, как мало известных сегодня широкому зрителю, так и знаменитых – Жоржа Сёра, Робера Делоне, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Диего Риверы. Экспонаты — из музея Орсе и музея Оранжери в Париже, а также из других ведущих мировых институций, в том числе из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Особенно заметное влияние на модернистов, по мнению кураторов, должны были оказать картины Руссо на тему джунглей и диких зверей, представленные в последней части экспозиции.

Среди них такие известные, как Сон (1910) из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Голодный лев, бросающийся на антилопу (1898–1905) из Фонда Бейелера в Базеле. Эти фантастические сцены, вероятно, произвели неизгладимое впечатление на того же Пикассо или художников «Синего всадника», в частности на Алексея Явленского.

После Парижа выставка отправится в Национальную галерею в Праге (16 сентября — 15 января 2017).

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+