Желание быть испанцем

Марина Лошак / ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марина Лошак / ГМИИ им. А.С. Пушкина

Есть музеи, изменяющие нас как зрителей. Таким местом для меня стал Прадо в Мадриде. Каждый раз я непременно нахожу здесь что-нибудь новое, неожиданное и не разочаровывающее. Всем известно, что ГМИИ им. А.С.Пушкина находится в процессе большой стройки и реконструкции. Поэтому закономерно, что мое внимание остро подмечает, как построены, реконструированы и решены пространства в разных музеях мира.

Мое нынешнее посещение Прадо не стало исключением. Я восхищалась работой архитекторов, сумевших гармонично реконструировать музей, занимающий огромную территорию. При этом Прадо за год посещают всего 2 млн человек. Когда я обратилась с вопросом к директору музея Мигелю Сугасу, как он оценивает эту цифру, он ответил: «Я не хочу быть Лувром. Для того чтобы принимать 9 млн посетителей в год, как Лувр, надо превратиться в большую машину, а мы хотим сохранить ощущение истинного музея…»

В Прадо созданы по-настоящему элегантные пространства. Безупречна входная зона, для которой найдено эффектное, но при этом лаконичное решение. Столь же сдержанны и одновременно артистичны его служебные территории. Особое впечатление на меня произвела библиотека, главным украшением которой стала роспись потолка Аллегория ордена Золотого руна работы Луки Джордано. Когда я пришла в зал библиотеки, там работали четыре человека, хотя, на мой взгляд, работать там сложно, хочется просто наслаждаться.

В Прадо всего две выставочные галереи. И те две выставки, которые я увидела — произведения Жоржа де Латура и Жана Огюста Доминика Энгра — это, на мой взгляд, безупречные экспозиционные проекты. Здесь идеально все: от работы кураторов до сценографии, цветовых решений залов и литературного стиля экспликаций. На всем лежит отпечаток богатейшей культуры в сочетании с испанской сдержанностью. Меня восхитили подбор вещей и развеска, например, когда на одной стене представлена картина, а чуть далее — два рисунка. И на удивление, такая стена прекрасно «держит» эти произведения, пространство не давит, наоборот, ты свободно в нем дышишь. Пожалуй, единственное, что царапнуло глаз — эскалаторы, ведущие в экспозиционные залы, ведь обычно музейная лестница выглядит более органично. Но подобное решение помогает посетителям музея двигаться по залам с постоянной коллекцией, не мешая тем, кто пришел на отдельные выставки.

Сегодня музей становится не только местом, где можно полюбоваться искусством и углубиться в свои размышления о прекрасном. У современного музея появляются все новые функции, в том числе очень серьезная — социальная. Прадо и в этом может служить уникальным примером. Я имею в виду проект для слабовидящих людей. Он уже снискал огромное количество восхищенных отзывов. Кураторы Прадо выбрали несколько шедевров из своей коллекции, а приглашенные музеем молодые специалисты из Бильбао создали тактильную версию живописных произведений, что позволило людям, лишенным зрения, впервые познакомиться в музее с шедеврами, о которых они только слышали.

У Прадо большие планы. Музей будет расширяться, появится еще несколько зданий. Таким образом, Прадо превратится в настоящий музейный квартал. Кроме того, в конце мая здесь откроется выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха. Ее ждут профессионалы и любители искусства во всем мире. Впрочем, Пушкинскому, находящемуся на реставрационном перепутье, тоже есть чем удивить зрителя в этом году.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+