18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Они первыми решились показывать искусство вне галерейных стен

№42
Материал из газеты

Главы Artangel, пионеры паблик-арта, о своих самых ярких проектах за 25 лет

Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис празднуют четверть века на посту директоров художественной организации Artangel, которая рискнула вывести искусство на внегалерейные просторы. Основанная в 1985 году Роджером Туком, бывшим директором Barbican Art Gallery, Artangel с самого начала ориентировалась именно на заказы новаторских работ. Возникновение директорского тандема Лингвуда и Морриса в 1991 году имело огромный резонанс как у публики, так и в среде критиков. Их дебютом стала работа немецкого художника Стефана Балкенхола — натуралистичная человеческая фигура на буйке на Темзе. О покачивающемся на воде теле бдительные граждане не раз сообщали в спасательные службы. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров оригинального и вместе с тем популистского подхода к искусству, который Джеймс Лингвуд и Майкл Моррис все эти годы проповедовали в Artangel. Они оба были кураторами Института современного искусства в Лондоне, где, по словам Лингвуда, поняли, что художники «в поисках путей творческого самовыражения и новых практик стремятся выйти за привычные стены музея или галереи». «Им нужна такая организация, как Artangel, чтобы развивать эти идеи и воплощать в жизнь амбициозные творческие планы», — объясняет он. Смысл был в том, дополняет Моррис, что различные площадки могли «предложить художникам широкую аудиторию, а не узкий круг посетителей музеев и галерей — так, в общем-то, и получилось».

Справка

В Лондоне и за его пределами: два проекта Artangel

Мэтью Барни.
«Кремастер-4». 1995. Лондон

Лингвуд вспоминает, что до знакомства с Барни они не знали о кремастере — особой мышце в мошонке. Собственно, поэтому в Artangel и согласились «снимать фильм на острове Мэн с участием трех невероятных женщин-бодибилдерш, четырех опытных мотоциклистов и самого Мэтью, похожего на танцующего сатира».

Бен Риверс.
«Небеса трепещут, и земля дрожит, а глаза вовсе не братья». 2015.
Лондон и пригороды

Фильм снимался на двух съемочных площадках — эта линия была вписана в нарратив ленты Бена Риверса. По словам Майкла Морриса, проект «распространился на несколько площадок и сцен». «В самом начале работы Artangel мы не могли себе позволить такого, а теперь можем», — говорит Моррис.

Еще…

Умение вписывать яркие, подчас скандальные образцы современного искусства в знаковые места быстро превратилось в отличительную черту Artangel. Но сегодня делать это становится все труднее. В спину дышат конкуренты, «потому что теперь все пытаются предложить что-то новое и оригинальное», говорит Лингвуд, плюс «возникает вопрос, можно ли монетизировать это искусство, получать доход с таких городских пространств». Сама Artangel тоже изменилась: теперь она больше работает с киноиндустрией и СМИ и международными проектами, среди которых трехчастная скульптурно-архитектурная работа Кристины Иглесиас в Толедо и сотрудничество с Майком Келли в 2010 году в его родном Детройте.

Директора Artangel прекрасно умеют привлекать спонсоров и меценатов, и их организация, благотворительная по сути, получает деньги от налогоплательщиков (грант Художественного совета составляет £825 тыс. в год) и частных лиц из Великобритании и США.

На вопрос, есть ли у них любимчики среди более 100 проектов Artangel, Лингвуд и Моррис отвечают, что это все равно что спросить у родителей, кого из детей они больше любят. По их словам, они одинаково гордятся и работами, «которые всем запомнились, такими как Дом Рейчел Уайтрид, Оргривская битва Джереми Деллера, Разрушение Майкла Лэнди, фильм Ось Клио Барнард», и «проектами, которые прошли практически незамеченными, но все же оставили свой след в истории искусства».

Сегодня тандем Моррис — Лингвуд работает над крупным проектом с Майком Нельсоном — но, уверяют они, это не скандальное предложение художника переделать старый жилой комплекс Heygate Estate в Южном Лондоне в пирамиду.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+