18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Истоки абстракции опять ищут в наскальной живописи

Целый месяц в 1937 году образцы древнейшего в мире искусства занимали три этажа Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Факсимиле доисторической живописи и рисунков, многие в натуральную величину, были лично отобраны первым директором музея Альфредом Барром во Фробениус-институте во Франкфурте.

История уникальной коллекции (8,6 тыс. единиц), собранной немецким этнологом Лео Фробениусом (1873–1938), стала темой и нынешней выставки Искусство доисторической эпохи в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау.

Фробениусу удалось в своих цветных копиях больших фрагментов наскальной живописи сохранить их ауру, считает куратор берлинской выставки Рихард Куба.

Всего в экспозиции 130 работ на бумаге и холстах. Сгруппированные хронологически, с 1913 года до ­1930-х, они позволяют проследить различные манеры не только доисторических художников, но и их копиистов. С распространением цветной фотографии эти копии утратили научную ценность, но зато «обрели вторую жизнь как исторический документ», по словам куратора.

В 1920–1930-е годы прошло около 40 выставок первобытного искусства в Европе и 30 — в США. Несомненно, их посещали и художники, в том числе Пабло Пикассо и Джексон Поллок. И даже если непосредственное пересечение древнего и современного искусства «трудно доказать, их сходство поразительно», по словам Кубы. Среди образцов наскального искусства на выставке встречаются и загадочные рисунки, которые Фробениус называл «формами». «Мы не знаем, что они изображают, но уж очень они напоминают абстрактное искусство», — считает Куба.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+