18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Цирк» да и не только

В декабре прошлого года петербургский цирк, возглавляемый сейчас знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным, открылся после реставрации исторического здания на Фонтанке, где с 1928 года существует также Музей циркового искусства.

Ремонт цирка оказался хорошим поводом пересмотреть и предъявить публике собранную здесь богатейшую коллекцию артефактов в формате большой выставки, открывшейся в Государственном Русском музее. «Цирк», начавший работу в Корпусе Бенуа 17 марта, продолжает линию тематических проектов музея. Экспонаты из Музея циркового искусства составляют здесь ощутимое большинство, остальные работы происходят из фондов Русского музея, мастерских современных художников, сотрудничающих с ними галерей и частных коллекционеров. Залы выставки разделены по цирковым специальностям, и в целом экспозиция стремится следовать за логикой представления на манеже: клоуны, затем гимнасты, жонглеры, фокусники и, наконец, дрессировщики.

Хотя здесь показаны и признанные шедевры, такие как классический двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева в образе Арлекина и Пьеро, многие произведения интересны прежде всего как свидетельства истории и культуры. Художественное качество хранящихся в Музее циркового искусства картин далеко не всегда высоко: такова работа художника Александра Семенова «За кулисами цирка» (1925) — об этом авторе известно, что он специализировался на цирковой тематике. Рядом с признанными живописцами, чья популярность пришлась на 70-е годы прошлого века, соседствуют работы, выполненные в такой же манере в последние годы художниками, чьи имена ничего не говорят зрителю.

Самое интересное на выставке с эстетической точки зрения — цирковые афиши, которые хранятся как в фонде печатной графики Русского музея, так и в Музее циркового искусства. Этот пласт искусства показывает, какими возможностями не воспользовались организаторы выставки, пройдя мимо таких интересных и сложных тем, как рождение циркового представления и его место в современной культуре, которое стало другим всего за столетие.

Могла получиться выставка о том, как цирк меняется, — а последние пару лет перемены на Фонтанке особенно ощутимы. Можно было бы сосредоточиться и на политическом измерении понятия «цирк» — тем более что в экспозиции можно найти такие любопытные вещи, как приветственный адрес на имя Анатолия Луначарского от московского Госцирка, нарисованный в 1920 году мирискусником Василием Милиоти, или работы Сергея Судейкина, Николая Радлова, близкие к жанру политического плаката и карикатуры, в том числе «Цирк мадам Лиги наций» (1940) в изображении художников «Боевого карандаша» во главе с Валентином Курдовым.

Обилие материала в Корпусе Бенуа не скреплено ничем, разве что преобладающим ярким колоритом и интонацией бодрости, перенести которую с цирковой арены в музейные залы невозможно. Работающая до конца мая выставка наверняка будет пользоваться популярностью у зрителей, правда, на ее открытии живые клоуны публике были интереснее, чем нарисованные, и все стремились сфотографироваться с посетившим вернисаж Олегом Поповым.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+