18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Владимир Шагин: до «Последней картины»

Петербургская KGallery продолжает последовательно собирать и показывать русское искусство второй половины XX века. После выставок Рихарда Васми, Валентина Громова, Шолома Шварца настал черед Владимира Шагина — еще одного из «Ордена нищенствующих живописцев», или «арефьевского круга», как по имени лидера, Александра Арефьева, называют группу художников, сложившуюся в Ленинграде в середине 1950-х годов.

Наследие художника достаточно велико: несколько лет назад был издан каталог графики Владимира Шагина из музея «Царскосельская коллекция», в котором более 500 рисунков. Ретроспектива из частных коллекций включает 100 произведений живописи и почти вдвое больше графических работ. Большинство вещей происходит из собрания сына Владимира Шагина, известного петербургского художника и лидера группы «Митьки» Дмитрия Шагина. Умерший в 1999 году Владимир Шагин продолжал работать до последних дней, в экспозиции есть работа, так и озаглавленная — «Последняя картина».

Как и Александр Арефьев, Владимир Шагин был отчислен из художественной школы при Академии художеств «за формализм», выразившийся в увлечении импрессионистами. Помимо общей судьбы молодых художников объединяли художественные идеалы, камерные форматы (отличающие неофициальное искусство в целом) и сюжеты: задворки Петербурга в пейзажах и такие же непарадные бытовые сценки. Если Валентину Громову ближе Огюст Ренуар, Рихарду Васми — Альбер Марке, Александр Арефьев существует в диапазоне от Жерико до Пикассо, а талант Шолома Шварца имеет экспрессионистскую природу, то для Владимира Шагина одним из главных художников оказывается Жорж Руо. Как и всех арефьевцев, его отличал аскетизм живописной техники с пристрастием к обозначающему форму черному цвету. При этом брутальность живописи смягчается тонким владением цветом, а художественная грубость преобразуется в лиризм — это характерно как для искусства Владимира Шагина, так и для его жизни.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+