В Манеже состоялось вручение IV Ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia

Вчера, 17 марта, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось торжественное вручение IV Ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia. Премия традиционно присуждается по пяти номинациям, совпадающим с рубриками газеты: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад».

Собравшихся приветствовала основатель премии и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, отметившая в своей речи, что «каждый раз мы решаем сложнейший вопрос, кого из представителей художественного сообщества выбрать, чтобы публично выразить им свою признательность. Здесь, в зале, присутствуют те люди — кураторы и чиновники, реставраторы и издатели, музейщики и исследователи, меценаты, усилиями которых написаны книги и отреставрированы памятники, открыты выставки и новые музеи, и я их всех хочу поблагодарить. Усилиями этих людей формируется российская культура и продвигается за рубежом. Все, что ими сделано, — это истории яркие, впечатляющие, имеющие большой резонанс и у нас, и во всем мире. Все собравшиеся здесь — самые важные, самые лучшие люди. Но регламент премии заставляет нас выбирать».

Итак, лауреатами премии стали…

…в номинации «Музей года» — Музей современного искусства «Гараж»

В 2015 году музей переехал в новое здание — бывший павильон ресторана «Времена года», реконструированный по проекту голландского архитектора Рема Колхаса и его бюро ОМА. В новом пространстве музей осуществил ряд масштабных проектов, включая ретроспективу Луиз Буржуа, а также ведет обширную исследовательскую и образовательную программу.

Премию получал директор музея Антон Белов. В своей речи он отметил, что за минувший год «Гараж» привлек полмиллиона посетителей. Также Белов сожалел, что нет номинации «Музейный директор года»: победа в этой номинации должна была бы достаться, по его мнению, Наталье Самойленко, недавно уволенной с поста директора Государственного музея-заповедника «Царицыно» и перешедшей на работу в Российскую государственную библиотеку.

…в номинации «Реставрация года» — икона XII века «Богоматерь Боголюбская»

Премию получили Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Реставраторы центра завершили многолетнюю работу над иконой, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. Приз вышли получать генеральный директор Центра им. И.Э.Грабаря Александр Лесовой (на фото справа) который в своей речи отметил фундаментальное значение труда реставраторов, реставратор высшей категории Александр Горматюк (на фото слева) и директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова (на фото в центре).

…в номинации «Личный вклад» — Cтелла Кесаева

Cтелла Кесаева — президент Stella Art Foundation, троекратный комиссар российского павильона на Венецианской биеннале (2011–2015), коллекционер, меценат, поднявшая наше представительство на международной сцене на новый профессиональный уровень. В своем выступлении она подчеркнула, что главное — это художники, без которых ничего бы не было, и эту премию она разделяет с ними.

…в номинации «Книга года» — серия «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение»

Выходящая с 2003 года единственная в своем роде серия, из книг которой можно составить универсальную библиотеку по искусству. Приз вышла получать Галина Ельшевская — куратор и редактор серии. В своей речи она пошутила: «Страшно приятно, когда издаешь книги, а их кто-то читает». В формате видеообращения собравшихся поблагодарила и глава издательства Ирина Прохорова.

…в номинации «Выставка года» — «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее

Более 100 произведений живописи и около 150 произведений графики великого русского художника вошли в экспозицию выставки. Ее готовили несколько лет. Она побила все рекорды посещаемости: 485 тыс. человек пришли посмотреть на картины Серова.

Так как директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова находится в командировке, приз вышла получать ее заместитель Марина Эльзессер. «Мы продлевали сначала время работы — удлиняли дни, потом мы объявляли „Ночь Серова“, потом мы продлили выставку еще на неделю после того, как она должна была закрыться. Мы всячески старались удовлетворить тот интерес, то желание посетить выставку, которое мы наблюдали и чему были рады», — отметила она.

Зельфира Трегулова также обратилась к собравшимся по видеосвязи из Лондона, где 17 марта в Лондонской портретной галерее открылась выставка «Россия и искусство. Эпоха Толстого и Чайковского»: «Мне хочется выразить благодарность всем сотрудникам Третьяковской галереи, которые многие годы работали над проектом, посвященным Валентину Серову. Это универсальный художник, и мы хотели сделать выставку, которая была бы обращена ко всем. Выставка отразила то, что сейчас происходит в обществе. Для людей посещение музеев и знакомство с искусством становится, без преувеличения, жизненной необходимостью».

Стратегическим партнером премии выступил Газпромбанк Private Banking. В фойе Манежа были представлены автомобиль BMW 7 серии и уникальные работы камнерезной пластики и украшения ювелирного дома MaximiliaN London. Партнерами премии также стали отель  The St.Regis Moscow Nikolskaya, ювелирно-аксессуарный бренд Gourji, бренды Beluga и Beluga Hunting, флористическая компания Florentin и минеральная вода «Этруска». Информационными партнерами в этом году выступили телеканал «Культура», информационное агентство ТАСС, газета The Moscow Times, информационный интернет-ресурс Buro 24/7 и гуманитарное радио «Серебряный дождь».

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+