Выше злобы дня

В очередном томе каталога-резоне Герхарда Рихтера можно увидеть важный сдвиг в творчестве художника

Герхардт Рихтер. «Абстрактная картина». 1990. Из работ 1988–1994 годов абстрактные композиции художника известны лучше всего, однако его творчество не ограничивается ими и включает в себя и натюрморты, и пейзажи, и фигуративную живопись. (с) Image courtesy of Sotheby'
Герхардт Рихтер. «Абстрактная картина». 1990. Из работ 1988–1994 годов абстрактные композиции художника известны лучше всего, однако его творчество не ограничивается ими и включает в себя и натюрморты, и пейзажи, и фигуративную живопись. (с) Image courtesy of Sotheby'

Свежий, четвертый том каталога-резоне Герхарда Рихтера стал третьим по счету из опубликованных (выход второго тома ожидается в 2017 году). Он охватывает 1988–1994 годы — период, когда, по мнению искусствоведов и коллекционеров, Рихтер вошел в высший эшелон ныне живущих художников. В это время он создавал в основном абстрактные полотна, хотя, помимо них, написал и небольшое число работ, основанных на фотографиях натюрмортов, пейзажей и фигур.

Из фигуративных композиций в книгу вошли два любимых самим Рихтером полотна: «Бетти» (1988) — портрет отвернувшейся от зрителя дочери художника в красно-белой кофте с цветочным рисунком — и «Читающая» (1994) — портрет Сабины Мориц, его третьей жены, склонившей голову за чтением газеты или журнала.

В натюрмортах этого периода творчества Рихтера — камерных, очаровательных работах — наиболее частым предметом изображения оказываются цветы. Сходным образом архитектурные и природные пейзажи Герхарда Рихтера привлекательнее всего тогда, когда они скромны и непритязательны. Нежная поэзия безвестных пастбищ где-то в Германии делает вошедшие в этот том ландшафты трогательными и прекрасными.

Кроме того, в четвертом томе каталога-резоне представлен ряд его самых драматичных «смазанных» полотен. На полных энергии холстах широкие малиновые потоки стремятся с одного края к другому, разлетаются брызгами и раздираются, наталкиваясь на грубый слой грунтовки.

Эти композиции — звезды аукционных залов, постоянно устанавливающие все новые ценовые рекорды. В отличие от других дорогостоящих опусов современного искусства, смазанные картины Рихтера — по-настоящему захватывающие и оригинальные работы, заслуживающие максимально широкого признания.

На менее масштабных абстракциях Рихтер экспериментирует с частичным соскребанием незасохшей краски, в результате чего в закрашенных областях образуются фактурные соскобленные сетки. И хотя не все эти картины удачны, лучшие из них служат важным свидетельством творческой гибкости Рихтера, его постоянно изменяющейся художественной вселенной.

Из работ этого периода предметом искусствоведческого анализа (а заодно и споров) чаще всего становится серия «18 октября 1977» (1988). Даже библиография к одной только этой серии занимает 11 страниц, при этом выставочной и библиографической информацией снабжена каждая картина.

Серия из 15 черно-белых картин представляет образы, связанные с арестом и гибелью в тюрьме в октябре 1977 года членов западногерманской леворадикальной террористической группы Баадера — Майнхоф (Фракция Красной Армии). Эти события раскололи немецкое общество, ухудшив и без того напряженные отношения между значительной частью молодежи, недовольной благодушным принятием деятелей, связанных с нацизмом, на государственные должности, и большинством населения ФРГ, шокированным жестокостью радикалов.

Работая над столь общественно ангажированной темой, Рихтер занял политически нейтральную позицию, избегая как симпатии, так и критики террористов и представителей властей. С точки зрения многих искусствоведов, серией «18 октября 1977» он укрепил свой статус современного исторического художника. Впрочем, эта роль требует от живописца явно выраженной моральной позиции в отношении изображаемого предмета — но именно этого в 15 черно-белых полотнах Рихтера и нет.

В конце концов Герхард Рихтер продал «18 октября 1977» Музею современного искусства в Нью-Йорке, где лишь немногие посетители знают или проявляют интерес к последствиям германских событий 1977 года. Таким образом, автор сделал символический выбор между престижем на международной художественной сцене и общественной и политической ангажированностью в Германии, предпочтя интернациональный контекст, что, возможно, оказалось не совсем дальновидным решением. Качество отдельных работ здесь не слишком ровное, а серия в целом страдает тематической и стилистической несвязностью. Не исключено, что будущие поколения отнесутся к этому циклу прохладнее, чем сегодняшние почитатели творчества художника.

В четвертый том также вошли «зеркала» Рихтера — стеклянные панели, монохромно окрашенные с оборотной стороны, они в очередной раз подкрепляют тезис о многогранности его личности. Кроме того, в книге представлено описание витража из цветных квадратов, предшественника работы Рихтера для Кельнского собора.

Герхард Рихтер снабжает свои скульптуры, живописные мультипли и витражи каталожными номерами. Этому же принципу следуют искусствовед Дитмар Элгер, под редакцией которого выходит многотомник, и составители каталога. Как и в остальных томах, текст приводится на немецком и английском языках, каталожные описания — только на английском.

В целом книга отличается непревзойденным качеством, что делает честь как ее издателю, так и герою — самому знаменитому из ныне живущих художников.

Gerhard Richter: Catalogue Raisonné. Volume 4. 1988–1994 / Dietmar Elger, ed. Hatje Cantz. 600 с. £225, $375, €248 (твердая обложка). На английском и немецком языке

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+