18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайцам удобнее потреблять искусство в торговых центрах

№41
Материал из газеты

Долгое время искусство было прочно связано с категорией роскоши. Теперь оно приобретает все более демократичный — или коммерческий — характер, по мере того как торговые центры начинают открывать на своей территории выставочные пространства

Использование искусства для продажи предметов роскоши, от смарт-отелей и недвижимости до дамских сумок, практикуется уже давно. Но теперь оно все шире используется для привлечения посетителей в торговые центры: в Шанхае, Париже, Познани, Бейруте и даже в аграрном Оксфордшире.

Самым впечатляющим примером, безусловно, служит китайский «художественный молл» К11 — детище молодого миллиардера из розничного сектора Адриана Чэна. Этот яркий торговый центр открылся в 2013 году на Хуайхай-Лу — центральной торговой улице Шанхая. Он может похвастать не только самым высоким в Азии искусственным водопадом, но и расположенным на минус третьем этаже музеем Chi K11. Это уже второй торговый центр Чэна, свой первый молл он открыл в Гонконге в 2009-м.

Chi K11 оборудован по самым высоким музейным стандартам. Два года назад здесь прошла выставка 40 полотен Клода Моне (Мастера импрессионизма, 8 марта — 15 июня 2014 года), которую посетило более 340 тыс. человек. А в феврале этого года закрылась выставка Медиа — Дали, организованная Художественным фондом К11 совместно с Фондом Гала — Сальвадора Дали, на нее приходило около 2 тыс. посетителей в день.

«Всем известно, что китайцы обожают делать покупки. Но то, чем хотим заниматься мы, выходит за рамки обычной торговли. Включение искусства добавляет новое измерение», — говорит Адриан Чэн, признавая при этом, что «иностранцам наши художественные торговые центры поначалу кажутся странными».

Предприниматель запустил совместные проекты с Токио-пале в Париже и лондонским Институтом современного искусства и занимается поддержкой резиденций для художников в Китае. По его мнению, пересечение шопинга и искусства служит взращиванию новой аудитории для арт-индустрии. «Заходить в галерею вроде White Cube не просто неловко — это зарубежный навык, основанный на опыте, еще не успевшем укорениться в головах большинства китайцев, — говорит он. — Поэтому мы помещаем искусство в знакомую им обстановку. Глядя на нашу местную аудиторию, мы часто видим, что она потребляет искусство в художественном молле так же, как потребляет товары». Чэн планирует открыть в Китае еще 17 торговых центров, в каждом из которых будет отведенное искусству пространство.

В сентябре прошлого года в Бейруте магнат Тони Саламе открыл сочетающий искусство и шопинг торговый центр, объединив некоммерческий художественный фонд с торговым центром Aïshti, здание для которого спроектировал Дэвид Аджайе. Саламе — страстный коллекционер современного искусства, и пространство площадью 4 тыс. кв. м служит для демонстрации избранных экспонатов из его коллекции, в которую входит около 2,5 тыс. произведений.

Тем временем самая богатая женщина Польши коллекционер Гражина Кульчик в 2003 году основала в здании бывшего пивоваренного завода в Познани торговый центр Stary Browar с магазинами и ресторанами, а также некоммерческими галереями с бесплатным входом. В 2008 году Stary Browar был признан лучшим европейским торговым центром.

Французские коммерческие группы, занимающиеся розничной торговлей, также исследуют новые способы усовершенствовать шопинг. К примеру, в парижском универмаге Le Bon Marché с января по февраль этого года под потолком парило несколько существ из бамбука и рисовой бумаги авторства китайского художника Ай Вэйвэя. А в 15-м округе Парижа открылся магазин Centre Beaugrenelle, который по праву называет себя «художественной точкой на карте города». В период проведения художественной ярмарки FIAC в октябре 2015 года в торговом центре можно было увидеть работы с выставки Искусство этого века, которую организовала Карен Леви, дочь коллекционеров Сильвиана и Доминик Леви.

Искусство и шопинг объединяются на демократичных началах: к примеру, Centre Beaugrenelle не ограничивается элитными товарами и представляет в числе прочих такие марки, как Marks & Spencer, Zara, H&M и Uniqlo. То же можно сказать и о недавно открытом Polygone Riviera на юге Франции, в котором демонстрируются работы французских художников Саши Сосно и Жан-Мишеля Отоньеля. «Это первый из нового поколения торговых центров в духе lifestyle, по которым вы можете прогуливаться, в одиночестве или с семьей, среди произведений искусства», — рассказал глава правления компании Кристоф Кювийе французской газете Le Figaro.

«Главное — продолжительность пребывания», — говорит Дезире Болье, главный исполнительный директор Value Retail, компании, владеющей десятью (скоро их число увеличится до 11) аутлетами дизайнерской одежды, в том числе Bicester Village неподалеку от Оксфорда. Недавно здесь были представлены созданные по специальному заказу работы Анники Штрем, Шезада Давуда, Деборы Кохлин (совместно с ее хором Gaggle) и Весны Петресин. К сожалению, произведения оказались не очень впечатляющими.

«Продолжительностью пребывания» специалисты розничной торговли называют время, которое покупатели проводят в аутлете. В среднем оно составляет четыре часа. Предлагая дополнительные услуги, собственники надеются увеличить это время, что предположительно должно увеличить и количество денег, которое успеют потратить посетители за один визит. «Мы думаем, что те же люди, которые ходят на Frieze и делают покупки в Waitrose (дорогой британский супермаркет. — TANR), будут приходить и сюда, так что, запуская художественную программу, мы привлекаем их еще одним способом», — поясняет ­Болье.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+