Аниш Капур — король тьмы

Фото: Zuma\TASS
Фото: Zuma\TASS

Не успела отгреметь в Еврейском музее и центре толерантности выставка «Моя алая родина» британского художника индийского происхождения Аниша Капура, как он опять напомнил о себе. Два дня назад газета Daily Mail сообщила, что Капур получил эксклюзивные права на использование вещества Vantablack, которое имеет самый черный цвет в мире.

Права на его обладание скульптору передала компания Surrey NanoSystems. «Это такой черный цвет, что вы не можете этого увидеть. Это недоступно человеческому глазу. Это нереальное вещество нереального качества. В своем творчестве я всегда использовал экзотические материалы (воск, жир. — ТАNR) из-за того, что они заставляют чувствовать», — говорит Капур. «Представьте, что вы оказались в пространстве, где у вас отсутствуют какие-либо органы чувств, и чувство времени тоже. Вы должны, не руководствуясь ими, достичь в этой дезориентации внутри себя чего-то иного», — продолжает он.

Вещество [(1)[Vantablack]], которое запатентовал Капур, поглощает 99,96% падающего на него света. Для сравнения, самый черный уголь способен поглотить не более 96% света. Вещество разрабатывалось в первую очередь для аэрокосмической и оборонной отраслей. В данный момент образец Vantablack можно увидеть в лондонском Музее науки.

Передача Капуру эксклюзивных прав на использование Vantablack вызвала резкую критику со стороны художников. В частности, возмутился британец Кристиан Ферр. «Этот цвет в мире изобразительного искусства как динамит. У нас должно быть право пользоваться им. Не могут права на него принадлежать одному человеку», — заявил он.

В истории мирового искусства уже был такой случай. Шестьдесят лет назад, в 1956 году, французский художник Ив Кляйн запатентовал придуманный им состав под названием International Klein Blue. Патент был выдан не на определенный оттенок синего, а на технологию его получения и закрепления.

Также свой запатентованный цвет имеет Эйфелева башня. С 1968 года каждые семь лет ее красят в определенный оттенок «коричневого эйфелевого».

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+