18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На излете золотого века культуры

№40
Материал из газеты

Искусствоведы Бернард Беренсон и Кеннет Кларк переписывались 34 года. Сборник их писемстал полноценным рассказом о дружбе и увлечениях, которые они разделяли

В последние годы возрос интерес к фигурам Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, едва ли не самых эрудированных и влиятельных искусствоведов прошлого века, бывших к тому же друзьями.

Они познакомились в 1925 году, причем Кларк был почти на 40 лет младше Беренсона. Позже он завоюет мировую славу благодаря способности обобщать научную информацию в документальном телепроекте Цивилизация на BBC. Выставка, посвященная разносторонней деятельности Кларка, просветителя и историка идей, недавно прошла в Тейт Бритен, где хранится его, открытый для всех интересующихся, личный архив.

Книга My Dear BB (Мой дорогой ББ), изданная Yale University Press, — полный корпус переписки Беренсона и Кларка с 1925 по 1959 год. Текст превосходно отредактировал и прокомментировал Роберт Камминг, адъюнкт Центра Бостонского университета в Лондоне.

Здесь интересны прежде всего сами письма, богатейший источник информации об искусстве, людях и мире.
Корпус писем лишен монотонности разделением на десять глав, каждую из которых предваряет биография корреспондентов в рассматриваемый период и краткая хронология событий. Один из ценнейших элементов книги — 48-страничный «список действующих лиц». Кроме того, в послесловии Камминг дает честную оценку достижениям Кларка и Беренсона и им самим как личностям. И то, что он говорит о спорных аспектах карьеры Беренсона, кажется весьма правдоподобным. Тексты, которые сам Кларк написал о ББ: некролог в газете Sunday Times и развернутая речь, произнесенная им в палаццо Веккьо во Флоренции 7 мая 1960 года, — приведены в приложении. За ними следует именной указатель.

В ранней переписке хорошо заметно, как Кларк и Беренсон в некоторой степени «используют друг друга». Кларк благодарит Беренсона за то, что тот направляет его в научной карьере, и постоянно ищет его советов. Беренсон, в свою очередь, регулярно просит Кларка сообщать ему новости художественного мира и присылать фотографии новых произведений искусства. Но уже к началу Второй мировой их письма полны неподдельной привязанности. В феврале 1939 года Кларк благодарит ББ за недавно оказанное ему во Флоренции гостеприимство и пишет о том, что «поток здравомыслия и учености соединялся [там] с сердечной теплотой, заставив меня ощутить, что я живу в золотой век культуры — на его закате, конечно, но это не делает его менее прекрасным».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+