18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гений времени, гений места

Жизнь и творчество Мирослава Немирова были неразрывно связаны с актуальным искусством.

Разумеется, известным и горячо любимым Мирослава Немирова (1961–2016) сделали его стихи, многие из которых (в основном непечатные) быстро ушли в народ. Однако не менее важной стороной его жизни оказывается будто бы стихийно складывавшееся культуртрегерство: Мирослав Немиров относится к крайне редкой категории людей, заставляющих проявляться и звучать тот или иной ландшафт. До поры невидимое место становится зримым благодаря жизни и творчеству таких вот незлобивых харизматиков, каким в Свердловске, а затем в Екатеринбурге был старик Б.У.Кашкин, в Перми — Нина Горланова и Вячеслав Дрожащих, а в Тюмени — Мирослав Немиров. Конечно, Сибирь богата всевозможными талантами, но конкретно Тюмень для многих россиян, живущих в других городах и даже странах, стала реальным, объемным местом благодаря Немирову, родившемуся в Ростове-на-Дону и поступившему учиться на филфак Тюменского государственного университета.

Появляясь в том или ином пространстве, такие незлобивые харизматики начинают затевать всякие веселые дела и творческие объединения, соединять людей, собирать выставки и основывать журналы, а то и издательства. В жизни Немирова были и выставки, и журналы, и издательства (последнему, кстати, он дал свою собственную фамилию). Однако в самом начале тюменской жизни, так вышло, Немиров близко сошелся с независимыми музыкантами, из-за чего уже давно и совершенно справедливо он считается одним из отцов-основателей сибирского панка. Ведь за Немировым числится организация тюменского рок-клуба и рок-группы «Инструкция по выживанию». Хотя тюменские новостные сайты сегодня (вслед за Википедией) пишут, что главным детищем Немирова стала не музыка и даже не поэзия, но «Большая тюменская энциклопедия», в которой он «поставил перед собой фундаментальную цель — рассказать о том, что есть в Тюмени, и всем, что есть в остальном мире по отношению к этому городу».

Вернувшись в Ростов-на-Дону, Немиров принимает участие в создании художественного объединения «Искусство или смерть» одного из самых успешных и важных для российского нонконформистского искусства конца ХХ века. Вместе с Авдеем Тер-ОганьяномВалерием КошляковымАлександром Сигутиным, Юрием Шабельниковым и многими другими художниками Мирослав Немиров стоит у истоков популярности «южной волны» современного русского искусства, в Москве заявившей о себе в начале 1990-х созданием Галереи в Трехпрудном. Немиров был не только непосредственным участником многих художественных акций этой группы — он и сам выступал как художник (например, приняв участие в Первой Московской биеннале современного искусства с проектом инсталляции «Бумажечки»), но еще более важно, что Немиров был прекрасным идеологом и толкователем актуального искусства.

Когда после акции «Юный безбожник» (1998) с разрубанием репродукций икон Авдею Тер-Оганьяну грозило уголовное преследование, Мирослав Немиров (не разделявший атеизма своего товарища) решил помочь ему самым естественным и действенным образом — написать книгу о его творчестве. Чтобы именно на его примере объяснить некоторые критические особенности актуального искусства. Тогдашний «Коммерсант» отрецензировал этот труд так: «Когда Немирову становится скучно выдерживать энциклопедический или эпический стиль, он переходит на стихи или вообще оставляет фразу без продолжения — мол, и так все ясно. В сочетании с довольно активным использованием ненормативной лексики и остроумными иллюстрациями это делает книжку весьма увлекательным чтением. И это в ней главное».

Коллажный принцип соединения жанров и разных способов описания, тут же спародированных и переиначенных, лег в основу не только «Большой тюменской энциклопедии» и «А.С.Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт», но и самой известной книги Мирослава Немирова — «Всё о поэзии», сложившейся из еженедельной колонки в «Русском журнале», ставшей одним из прообразов нынешних блогов. В постконцептуалистских стихах, сочетавших иронию и рефлексию, пародию и искренность, а также в книжечках митьковского издательства «Красный матрос», проиллюстрированных Александром Флоренским, Немиров постоянно стремился к синтезу самых разных культурных практик: словесных, пластических и музыкальных. Синтез разных искусств, соединенных умелой рукою, — вот что заставляет пейзаж Тюмени или же подмосковного Королева, где Немиров со своей женой и музой Гузелью жил все последние годы, проявляться и начинать говорить. Ведь, кажется, поэзия — это и есть соединение пространства и времени в одном отдельно взятом человеке.

Немиров стремился к синтезу всегда и постоянно следил за новшествами (например, свой «Живой журнал» он завел в далеком теперь 2002-м), как технологическими, так и политическими. Он постоянно «нюхал воздух» и испытывал границы — жанра, дискурса, собственной точности, общих свобод. Его стихи матерны и неподцензурны почти как народные песни, возникающие из глубины души, вне зависимости от общественного строя. Неслучайно именно Мирославу Немирову, образцовому художнику-нонконформисту, присудили самую первую Премию имени Ильи Кормильцева. Ведь если не ему, то кому же тогда еще?

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+