Художники и кураторы скорбят о Дэвиде Боуи

Джон Роберт Роулендз. «Лучник». Из тура Дэвида Боуи 1976 г. Station to Statio
Джон Роберт Роулендз. «Лучник». Из тура Дэвида Боуи 1976 г. Station to Statio

Представители арт-мира скорбят по музыканту, художнику и актеру Дэвиду Боуи, который скончался от онкологического заболевания 10 января в возрасте 69 лет.

Боуи изучал искусство в Техническом колледже Бромли и некоторое время посещал Кройдонскую художественную школу. На протяжении всей своей жизни он не прекращал заниматься искусством; в 1995 году в The Gallery на Корк-стрит в Лондоне прошла его первая персональная выставка живописи. Он оказал влияние на целое поколение художников, в число которых входят Трейси Эмин и Декстер Дэлвуд.

«Я начал играть на бас-гитаре, когда мне было 14 лет, и первой песней, которой я научился подыгрывать, была The Jean Genie, — рассказал The Art Newspaper номинант Премии Тернера Декстер Дэлвуд. Во время поездки в Лондон в 1970-х годах, я, в то время еще совсем юный, отправился на поиски красной телефонной будки на Хеддон-стрит, изображенной на задней стороне обложки альбома Ziggy Stardust... Когда я впервые в жизни приземлился в Нью-Йорке, в моих наушниках играл альбом Young Americans. Боуи всегда был со мной; он отражал все изменения, происходившие десятилетие за десятилетием».

Трейси Эмин, у которой Боуи взял первое интервью в 1997 году для журнала Modern Painters, написала в Twitter: «Пока, друг мой. Спасибо тебе за саундтрек к моей жизни. #DavidBowie». В 2013 году Эмин выступила в роли ведущей на официальной церемонии открытия ретроспективы Дэвида Боуи в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Боуи не только коллекционировал современное искусство и искусство модернизма, но и писал о нем; в 1997 году он стал одним из сооснователей проекта по изданию литературы по искусству «21». Он был членом редакционной коллегии и одним из авторов журнала Modern Painters. Так, в 1996 году он написал колонку о роли в искусстве покойного художника-граффитиста Жан-Мишеля Баскиа: «В середине 1980-х улицы и метро Нью-Йорка на один кратчайший миг оживились твомблиобразной наскальной живописью и ревущим смятением ворованной ярости. „SAMO“, то есть „same old shit“ (англ. «то же старое дерьмо»), настроил глаз на новый язык искусства. Его популярность росла, и он глубоко проник в оберегаемые Мэри Бун и Анниной Нозей неприятельские инкубаторы, постепенно дойдя до окончательного утверждения в совместной работе с Энди Уорхолом для галереи Тони Шафрази». В том же году Боуи сыграл Уорхола в байопике «Баскиа».

Для другого материала в Modern Painters Боуи взял интервью у Дэмиена Херста накануне открытия его выставки в галерее Gagosian в Нью-Йорке в 1996 году. Говоря с Херстом о вопросах морали, Боуи заметил: «Как мне кажется, твое творчество отличается от творчества других художников твоего поколения тем, что в нем значительно больше внимания уделено личным переживаниям. Сильному ресентименту по отношению к идее смерти. Безусловно, это производит на меня мощное впечатление в эмоциональном плане, вызывает определенный отклик, в то время как в основе творчества таких твоих друзей, как Гэвин Терк или Сара Лукас, мне кажется, лежит беспримесный цинизм или, быть может, мрачная ирония».

Британский художник Стюарт Семпл написал в Instagram: «Этим утром я чувствую себя опустошенным из-за новостей о #Bowie. Всю мою жизнь он вдохновлял меня едва ли не больше всех на свете. Его слова невероятно важны для меня и повлияли на очень многое из того, что я делаю». А куратор международного искусства в Тейт Модерн Таня Барсон сделала короткую запись в Facebook: «Starman (англ. «звездный человек») вернулся к звездам!»

Наследие Боуи продолжает жить. Его ретроспектива из Музея Виктории и Альберта «Это Дэвид Боуи» уже успела побывать на семи площадках и сейчас идет в Гронигенском музее в Нидерландах (до 13 марта). Весной 2017 году она откроется в Японии — в настоящее время определяется, где именно она пройдет. На выставке представлено более трех сотен объектов, показывающих, как «творчество Боуи влияло и само подвергалось влиянию со стороны различных течений в искусстве, дизайне, театре и современной культуре», говорят организаторы.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+