18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Виталий Пушницкий: «В живописи есть честность»

В петербургской Галерее Марины Гисич 19 февраля открывается новая выставка Виталия Пушницкого «Ожидание». Накануне этого события художник рассказал о важности живописи, доверии, созерцании и бездействии.


Справка

Виталий Пушницкий родился в Ленинграде в 1967 году. В 1994 году окончил графический факультет Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств) как художник книги, вступил в Союз художников.

Работает в графике, живописи, скульптуре и видео, создает инсталляции. За 25 лет участия в выставках в биографии художника насчитывается более 100 персональных и групповых проектов. В 2011 году его проект «Аллергия на пыль» удостоен Премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», а также Премии Французского института. В 2012 году в Московском музее современного искусства прошла ретроспектива «Механизмы времени». Работы Виталия Пушницкого включены в книгу Vitamin P2. New perspectives in painting, выпущенную в 2011 году издательством Phaidon.

Художник сотрудничает с петербургскими Savina Gallery и Галерея Марины Гисич, с московской pop/off/art, с несколькими зарубежными галереями. Его работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства, калининградской и новосибирской художественных галерей, в частных собраниях в России и за рубежом.

Еще…

Это ваш третий персональный проект для Галереи Марины Гисич. В чем отличие нынешней выставки от предыдущих?

Любая выставка, хочешь или не хочешь, — это итог. Есть такая вещь, как режим: человек работает, подвигает себя на какие-то действия. Как и все, я, конечно, ленюсь, но не могу себе позволить очень долго ничего не делать: чем больше я отдыхаю, тем больше устаю. Поэтому выставка для меня — это регулярное и завершающее высказывание. Нынешняя выставка не манифест, это, скорее, остановка в пути, позволяющая увидеть себя на очередном перроне, с очередным багажом, накопленным за период работы. Последние год-два я живу в таких обстоятельствах, которые навязывают мне определенного рода размышления: мои бытовые обстоятельства связаны с переездом из квартиры и жизнью в студии, состояние в обществе — с тем, что никто не знает, что делать и что будет завтра. Происходит что-то, чего никто из нас не может понять, и мы с ожиданием смотрим, чем же все это кончится. Масса вещей, которые в начале 2000-х были развернуты, теперь сворачиваются или преобразуются.

На выставке будет прежде всего живопись. Почему?

Все медийные и технологические новшества, какие я могу себе позволить, уже стали банальностью, это довольно скучное развлечение, которое можно увидеть на любой ярмарке. Живопись для меня важна как самый традиционный язык искусства в нашей культуре — в какой-то степени самый реакционный и в то же время один из трудных в работе. Как сказал японский поэт Исса Кобаяси, мужественный ищет новое, а мудрец придерживается старого. Работа с новыми технологиями связывает с большим количеством людей и вещей, которые я сам не знаю и не контролирую, а к живописи я могу в любой момент приступить или отступить от нее, в этом есть определенная честность. Галерея доверяет мне полностью: я сам решаю, что буду выставлять, и в этом большой плюс.

Если это живопись, то есть и сюжет. О чем эти работы?

Две темы — ожидание и студия, которые предстают то в минорном, то в мажорном, то в каком-то еще ключе. Все, что со мной происходит, — это ожидание, ощущение чего-то временного и в то же время бесконечного. Это в природе человека: то мы ждем какую-то дату, то ждем ночи, потом утра, — и если доводить наши ожидания до конца, то в финале мы все ожидаем смерти. С одной стороны, это очень мучительный процесс, но, с другой стороны, в нем есть и приятности: пока ты ожидаешь, с тобой будто бы ничего не происходит — ты брошен в пространство и созерцаешь его, ты в действии и одновременно в абсолютном бездействии. Меня привлекает все, что связано с двойственностью, для всякой позиции я ищу противоположность. Скажем, если я рисую дверь, то на самом деле я рисую зазор между косяком и дверью, потому что закрытая дверь меня не интересует. Мой критерий — несведенность двух элементов. Поэтому, с одной стороны, есть ожидание, а с другой — пространство, в котором я ожидаю. Каждый из нас пребывает в своем микромире. Для кого-то это квартира или офис, для меня — моя студия. Она каждый раз меняется в зависимости от степени ожидания. Иногда у меня такое состояние, что я готов видеть в мастерской лес, и я нарочно превращаю комнату в проросший лес! А бывает, я просто смотрю на грязь и мусор на полу, и тогда они идут в дело.

Как быстро вы работаете?

Самое сложное — закончить. Раньше я подписывал работу и отставлял в сторону, а через месяц мог замазать подпись и опять писать. Сейчас, понимая, что через некоторое время буду неудовлетворен, я не ставлю подпись и переделываю, переделываю, переделываю. Пока работа живет в мастерской, все в динамике.

Вас можно назвать постмедиальным художником?

Да, это так. В общем, не имеет значения, что меня вдохновляет. Это может быть и экран монитора, и вид из окна, и стена с готовой картиной на ней — все это может дать повод к продолжению работы. Важнее отбор, который становится таким же мучительным, как поставить точку в конце работы.

Какие художники интересны вам в последнее время?

Восточноевропейские — румыны и венгры, которые подхватили живопись после немцев. Я увидел их работы и познакомился с ними в 2009 году на выставке Show Me a Hero в Лондоне. Мне нравится, как они развиваются: смелость, свежесть. Меня удивило, что многие из них глубоко верующие люди, однако без примеси мистицизма или пафосного идеализма. Религиозность проявляется в их отношении к живописи: все они довольно успешны, но в разговорах не сквозит неприкрытый цинизм — как раз это меня и притягивает.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+