18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подвинуть передвижников

№40
Материал из газеты

Издано первое исследование, рассматривающее передвижников в контексте социальной истории искусства и развенчивающее ряд мифов, связанных с товариществом

Неизвестное о Неизвестной Ивана Крамского, упоительное чтение а-ля Павел Муратов — на это не рассчитывайте. Вместо эффектных обобщений и поэтических гипотез — точные сведения об условиях членства, расчете дивиденда, стоимости входных билетов, аренде выставочных залов.

Книга петербургского искусствоведа Андрея Шабанова о Товариществе передвижных художественных выставок, написанная по мотивам диссертации, которую он защитил в Институте Курто под руководством Дэвида Солкина, одного из корифеев социальной истории искусства, не относится к искусствоведческой беллетристике. Хоть это и детектив — о подлоге, о ложном равенстве «передвижники = Владимир Стасов», когда все сказанное о товариществе патриархом русской критики стало казаться безусловной и не нуждающейся в проверке истиной.

А ведь какой был скандал, когда Николай Собко, издатель иллюстрированных каталогов передвижников, решил включить в один из них две хвалебные стасовские статьи, не спросив самих художников! Все они потребовали статьи Стасова изъять и тираж каталога перепечатать — спорили лишь о том, как бы поделикатнее провернуть дело, не оскорбив пламенного трибуна. Об этом тоже рассказано в книге.

Автор с дотошностью хорошего сыщика собирает и анализирует улики: устав товарищества, объявления о выставках в газетах, афиши, каталоги, отчеты, групповые фотографии, рецензии не самых известных критиков — весь тот «скучный» архивный материал, изучению которого отечественный искусствовед обычно предпочитает формально-семиотические рассуждения.

Шабанов, доказывая экономические приоритеты в деятельности своих героев, внимателен к каждой мелочи: в каком порядке перечислены имена художников в рекламном объявлении; накладываются ли маршруты передвижения выставок на карту строящихся железных дорог империи; почему, наконец, решено было называться «товариществом», а не «обществом» и что вообще значило это слово в социально-экономическом плане.

Для чего, к примеру, столь тщательно сличать студийные групповые фотографии передвижников, предназначавшиеся к печати, с фотографиями с вернисажей и банкетов, никогда не публиковавшимися?

Чтобы показать, как формируется публичный образ группы. Все неловкости, проскальзывающие в вернисажных и банкетных снимках, по которым можно сделать выводы о постепенной бюрократизации товарищества на манер Академии или, напротив, о слишком вольном образе жизни художников, изгоняются из парадных групповых портретов. И на них предстает корпорация достойных деловых людей в нейтральных европейских костюмах — без малейшего намека на артистизм или фронду.

Богема? Ни в коем случае! Богема — это там, в парижах. Политика? Никак нет! Благопристойные и благонамеренные господа, объединенные серьезным деловым интересом. Коммерция-с. И грамотный расчет на рынок. Отсюда преобладание в репертуаре такого ходового товара, как пейзаж, и редкость сюжетов с обнаженной натурой, ценившихся в великосветских салонах, но рисковавших не встретить понимания в иных социальных кругах.

Из этого расследования становится ясно: почти все, что Стасов сразу приписал передвижническому проекту — идеологическое единство, программная установка на критический реализм, бунтарский дух, народничество и народность, демократический пафос, — далеко от реальных целей объединения, аполитичного и стремившегося к максимальному разнообразию картинного ассортимента. Сама революционная генеалогия передвижников — миф: преемственной связи между Артелью художников, образовавшейся в результате Бунта четырнадцати, и Товариществом передвижных художественных выставок нет. Что передвижные выставки — коммерческое предприятие, ориентированное на буржуазную публику, писал еще Алексей Федоров-Давыдов, но не стал развивать тему. Теперь доказательства собраны.

Однако и Стасов отчасти оправдан. Ведь из раздела книги, посвященного рецепции самых важных выставок передвижников, мы узнаем, как прогрессивная идеология критического реализма, навязанная товариществу Стасовым, постепенно принималась и самими художниками, и обществом. Так что к XVI Передвижной выставке товарищество наконец сподобилось написать нечто вроде манифеста — с осторожными пассажами о реализме, русской национальной школе и просветительской миссии. Тому было множество причин, в том числе радикализировавшие критику скандалы вокруг социально и политически острых картин Ильи Репина.

Словом, успешное буржуазное предпринимательство художников не предполагало продвижения какой-либо одной узкой идеологии, но со временем вступило в противоречие с политической реакцией, консерватизмом и цензурой, введенной на выставках как раз из-за передвижников. Изначально они не собирались заниматься политикой — политика занялась ими. И кто теперь посмеет сказать, что передвижники не актуальное искусство?

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+