Не ВИП-зоной единой

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Услуга арт-консалтинга — еще один способ сделать себе рекламу и привлечь внимание потенциальных клиентов. Времена, когда компании давали деньги в обмен на упоминание в приглашениях, прошли

Многие банки включили арт-консалтинг в число услуг для важных клиентов / Mary Turner/Getty Image
Многие банки включили арт-консалтинг в число услуг для важных клиентов / Mary Turner/Getty Image

В условиях высокой конкуренции частные банки начинают творчески использовать свой спонсорский статус на ярмарках искусства. В ноябре 2015 года на Artissima, главной художественной ярмарке Италии, ее спонсор банк UniCredit опробовал новый способ привлечения клиентов, предлагая всем желающим бесплатно воспользоваться услугами арт-консультанта.
«Мы расширяем бизнес и теперь помогаем новичкам ориентироваться в мире современного искусства, — говорит Доменико Филиппони, глава отдела арт-консалтинга UniCredit. — Разумеется, эта деятельность улучшает наш имидж на рынке». Он добавляет, что консультации бесплатны и банк не взимает никаких дополнительных комиссий с совершаемых по их результатам сделок. «Таким образом, наши клиенты могут быть уверены в том, что рекомендации, которые мы даем, независимы», — подчеркивает Филиппони.

Сотрудничество банков с художественными ярмарками — явление не новое. UBS стал партнером Art Basel 22 года назад, а Deutsche Bank и Frieze вместе уже 12 лет. С художественными ярмарками работает и целый ряд других частных банков по всему миру: Royal Bank of Canada (RBC) — партнер Masterpiece London, Credit Suisse — московской Cosmoscow, J.P.Morgan — американской Seattle Art Fair. Банки ABN AMRO и ING оказывают поддержку Европейской ярмарке старого искусства и модернизма (TEFAF) в Маастрихте (генеральный спонсор ярмарки — страховая компания Axa Art).

Выгоды такого партнерства очевидны: в обмен на финансовую поддержку банки могут обрести столь желанный культурный ореол, дополняющий их корпоративные художественные коллекции, и в то же время попасть в поле зрения новых и потенциально перспективных клиентов. Консультационные услуги в сфере искусства предлагают многие банки. К примеру, Deutsche Bank устраивает для своих клиентов экскурсии по Frieze под руководством собственных кураторов либо приглашенных искусствоведов. Во время экскурсии они могут знакомить клиентов с дилерами и рассказывать о представленном на стендах искусстве, но давать рекомендации относительно покупки им запрещено. Услуги такого рода предлагает своим клиентам и UBS.

Спонсоры постепенно начинают склоняться к более неординарным решениям. Так, на Masterpiece в Лондоне в июне прошлого года RBC ежедневно выбирал одну из представленных на ярмарке работ и выставлял ее в ВИП-зале для своих клиентов. «Времена, когда спонсоры давали деньги и взамен просили лишь упомянуть их на приглашениях, давно прошли», — говорит исполнительный директор ярмарки Нази Вазех. Аналогичные перемены в политике спонсоров художественных ярмарок отмечает и директор Art Basel Марк Шпиглер. «Когда-то им было достаточно логотипа и собственного ВИП-зала, но теперь у них появилось желание делать в художественном мире что-то свое», — сказал он на прошедшей в ноябре конференции Talking Galleries.

Можно ли считать появление этих дополнительных услуг вторжением на территорию независимых арт-консультантов? «У арт-консультантов есть свои постоянные клиенты, а предоставляемые ими услуги носят совсем иной характер, — говорит независимый арт-консультант Эриэн Левин Пайпер, ранее работавшая в UBS. — Как правило, они проводят с клиентами больше времени один на один. У банка могут быть тысячи частных клиентов, но при этом у него может не быть сотен консультантов».

Все представители банков спешат заверить, что они никогда не дают советов непосредственно по поводу инвестиций в искусство. На партнерские отношения между художественными ярмарками и спонсирующими их банками в 2008 году бросил тень скандал: тогда во Флориде против главы отдела по работе с состоятельными клиентами банка UBS было выдвинуто обвинение в том, что он содействовал американцам в сокрытии денежных средств на тайных счетах, находя новых клиентов прямо на Art Basel в Майами-Бич. (Позднее Налоговое управление США и правительство Швейцарии заключили сделку; судебный процесс был прекращен, и UBS остался спонсором ярмарки.)

Несмотря на появление нестандартных идей, ключевым элементом для банков по-прежнему остается развлечение. «Часы, проведенные на ярмарке, позволяют завязать более тесные связи, чем 45-минутная деловая встреча», — считает Эриэн Левин Пайпер. «Не стоит недооценивать значения шикарных ВИП-залов: они позволяют клиентам чувствовать себя исключительными», — подчеркивает организатор ярмарки Тим Этчеллс. По словам главы отдела внешних связей и брендинга UBS Губертуса Кюльпса, в собственном зале банка на Art Basel в Майами-Бич в декабре прошлого года демонстрировалось 30 работ из его корпоративной коллекции. Причем расходы на создание ВИП-зоны не вошли в семи­значную сумму, которую UBS потратил в качестве спонсора ярмарки.

Увы, банки, как и любые другие спонсоры, приходят и уходят. Так, не возобновил контракт Citi Private Bank, спонсировавший Art13. Lehman Brothers, в 2008 году ставший первым главным спонсором ArtHK (теперь это Art Basel в Гонконге), спустя всего четыре месяца после этого объявил о банкротстве.

Но, когда партнерство складывается удачно, довольны все стороны. «Дело не только в том, что ярмарка получает деньги. Тот факт, что ее ключевой спонсор — банк, повышает авторитет ярмарки в финансовых кругах, а банку открывает доступ в культурное сообщество», — поясняет Нази Вазех.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+