Современное искусство сдулось

Лишь немногие лоты проданы выше своего эстимейта. В их числе портрет беременной любовницы Люсьена Фрейда (слева) и крупное полотно по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога, написанное молодым румынским художником Адрианом Гение (в центре)
Лишь немногие лоты проданы выше своего эстимейта. В их числе портрет беременной любовницы Люсьена Фрейда (слева) и крупное полотно по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога, написанное молодым румынским художником Адрианом Гение (в центре)

Лондонские аукционы свидетельствуют о том, что годы процветания послевоенного и современного искусства остались позади. Результаты торгов на Phillips и Sotheby’s не дотянули до своих эстимейтов — но инсайдеры считают, что это здоровая корректировка.

На фоне нестабильности на мировом фондовом рынке и падения цен на нефть первые два аукциона, прошедшие на этой неделе в Лондоне, демонстрируют, что рынок послевоенного и современного искусства, или по крайней мере большая его часть, выдохся.

Аукцион искусства ХХ века и современного искусства Phillips, состоявшийся 9 февраля, прошел очень неровно, 65% работ ушли либо ниже, либо едва дотянувшись до нижней планки эстимейта. Суммарная выручка также оказалась ниже минимального эстимейта в £25,9 млн и составила £20,8 млн, или £24,6 млн с учетом комиссии покупателя. Всего было продано 79% выставленных на торги произведений искусства.

Главный исполнительный директор Phillips Эд Долман поспешил смягчить масштабы корректировки. «Это не похоже на падение; на самом деле рынок просто стал более разборчивым», — сказал он.

И действительно, высокое качество и разумные цены на работы таких художников, как Жан Дюбюффе, Лучо Фонтана и Миммо Ротелла, чей китчевый коллаж был продан за рекордные £900 тыс. (£1,1 млн с комиссией, эстимейт £400–600 тыс.), пришлись по душе практичным коллекционерам.

Другие были очевидно довольны тем, что рынок стал более спокойным. Покидая аукционный зал, миланский дилер Николо Карди, поставивший на Фонтану меньше, чем его конкуренты, зато получивший картину Пьера Паоло Кальцолари по цене ее нижнего эстимейта (£150 тыс., £182,5 тыс. с комиссией), сказал: «Я сделал очень выгодную покупку, розничная цена на эту работу значительно выше».

Несмотря на очень бодрое начало, напомнившее о бурных старых временах, торги современным искусством на Sotheby’s 10 февраля также не оправдали надежд, принеся £59,4 млн, или £69,5 млн с комиссией, при эстимейте в £60,2–86,1 млн. Всего было продано 78% выставленных работ, 49% из которых ушло ниже или с трудом достигло своего нижнего эстимейта.

Результаты торгов, составившие почти половину суммарной выручки прошлого года, сильно подпортило то, что в последний момент с них был снят ключевой лот — смазанное серое полотно Герхарда Рихтера, «гарантию третьих лиц» на продажу которого дали иранские коллекционеры Эскандер и Фатима Малеки. Ожидалось, что эта работа, снятая по запросу собственников, будет продана за £14–20 млн. В число других снятых с торгов лотов также вошла картина Жан-Мишеля Баскиа с эстимейтом £6–8 млн.

Большое полотно молодого румынского художника Адриана Гение по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога стало одним из немногих проданных выше эстимейта. За него шла борьба между десятью покупателями, в том числе Микаэлой де Пюри, Хью Гибсоном и Таддеушем Ропаком, но в конце концов оно досталось покупателю из Азии по телефонной ставке за рекордные £2,65 млн, или £3,1 млн с комиссией (эстимейт £400–600 тыс.). А картина Люсьена Фрейда 1960–1961 годов, на которой изображена его беременная любовница-подросток, привлекла девятерых покупателей и ушла за £14,2 млн (£16,1 млн с комиссией, эстимейт £7–10 млн).

По мнению арт-консультанта Лизы Шифф, эти торги Sotheby’s показали, «что речь идет не о лопнувшем пузыре, а о здоровой регулировке». Кроме того, она отметила: «Там, где эстимейты не были завышены, работы продались очень хорошо, но там, где ожидания продавцов были нереалистическими, в особенности касательно молодых художников, продажи прошли плохо».

Торги послевоенным и современным искусством продолжатся 11 февраля на Bonhams и Christie’s с предпродажными эстимейтами в £8,5–12,3 млн и £50,4–75,2 млн соответственно.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+