18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство сдулось

Лондонские аукционы свидетельствуют о том, что годы процветания послевоенного и современного искусства остались позади. Результаты торгов на Phillips и Sotheby’s не дотянули до своих эстимейтов — но инсайдеры считают, что это здоровая корректировка.

На фоне нестабильности на мировом фондовом рынке и падения цен на нефть первые два аукциона, прошедшие на этой неделе в Лондоне, демонстрируют, что рынок послевоенного и современного искусства, или по крайней мере большая его часть, выдохся.

Аукцион искусства ХХ века и современного искусства Phillips, состоявшийся 9 февраля, прошел очень неровно, 65% работ ушли либо ниже, либо едва дотянувшись до нижней планки эстимейта. Суммарная выручка также оказалась ниже минимального эстимейта в £25,9 млн и составила £20,8 млн, или £24,6 млн с учетом комиссии покупателя. Всего было продано 79% выставленных на торги произведений искусства.

Главный исполнительный директор Phillips Эд Долман поспешил смягчить масштабы корректировки. «Это не похоже на падение; на самом деле рынок просто стал более разборчивым», — сказал он.

И действительно, высокое качество и разумные цены на работы таких художников, как Жан Дюбюффе, Лучо Фонтана и Миммо Ротелла, чей китчевый коллаж был продан за рекордные £900 тыс. (£1,1 млн с комиссией, эстимейт £400–600 тыс.), пришлись по душе практичным коллекционерам.

Другие были очевидно довольны тем, что рынок стал более спокойным. Покидая аукционный зал, миланский дилер Николо Карди, поставивший на Фонтану меньше, чем его конкуренты, зато получивший картину Пьера Паоло Кальцолари по цене ее нижнего эстимейта (£150 тыс., £182,5 тыс. с комиссией), сказал: «Я сделал очень выгодную покупку, розничная цена на эту работу значительно выше».

Несмотря на очень бодрое начало, напомнившее о бурных старых временах, торги современным искусством на Sotheby’s 10 февраля также не оправдали надежд, принеся £59,4 млн, или £69,5 млн с комиссией, при эстимейте в £60,2–86,1 млн. Всего было продано 78% выставленных работ, 49% из которых ушло ниже или с трудом достигло своего нижнего эстимейта.

Результаты торгов, составившие почти половину суммарной выручки прошлого года, сильно подпортило то, что в последний момент с них был снят ключевой лот — смазанное серое полотно Герхарда Рихтера, «гарантию третьих лиц» на продажу которого дали иранские коллекционеры Эскандер и Фатима Малеки. Ожидалось, что эта работа, снятая по запросу собственников, будет продана за £14–20 млн. В число других снятых с торгов лотов также вошла картина Жан-Мишеля Баскиа с эстимейтом £6–8 млн.

Большое полотно молодого румынского художника Адриана Гение по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога стало одним из немногих проданных выше эстимейта. За него шла борьба между десятью покупателями, в том числе Микаэлой де Пюри, Хью Гибсоном и Таддеушем Ропаком, но в конце концов оно досталось покупателю из Азии по телефонной ставке за рекордные £2,65 млн, или £3,1 млн с комиссией (эстимейт £400–600 тыс.). А картина Люсьена Фрейда 1960–1961 годов, на которой изображена его беременная любовница-подросток, привлекла девятерых покупателей и ушла за £14,2 млн (£16,1 млн с комиссией, эстимейт £7–10 млн).

По мнению арт-консультанта Лизы Шифф, эти торги Sotheby’s показали, «что речь идет не о лопнувшем пузыре, а о здоровой регулировке». Кроме того, она отметила: «Там, где эстимейты не были завышены, работы продались очень хорошо, но там, где ожидания продавцов были нереалистическими, в особенности касательно молодых художников, продажи прошли плохо».

Торги послевоенным и современным искусством продолжатся 11 февраля на Bonhams и Christie’s с предпродажными эстимейтами в £8,5–12,3 млн и £50,4–75,2 млн соответственно.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+