18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство сдулось

Лишь немногие лоты проданы выше своего эстимейта. В их числе портрет беременной любовницы Люсьена Фрейда (слева) и крупное полотно по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога, написанное молодым румынским художником Адрианом Гение (в центре)
Лишь немногие лоты проданы выше своего эстимейта. В их числе портрет беременной любовницы Люсьена Фрейда (слева) и крупное полотно по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога, написанное молодым румынским художником Адрианом Гение (в центре)

Лондонские аукционы свидетельствуют о том, что годы процветания послевоенного и современного искусства остались позади. Результаты торгов на Phillips и Sotheby’s не дотянули до своих эстимейтов — но инсайдеры считают, что это здоровая корректировка.

На фоне нестабильности на мировом фондовом рынке и падения цен на нефть первые два аукциона, прошедшие на этой неделе в Лондоне, демонстрируют, что рынок послевоенного и современного искусства, или по крайней мере большая его часть, выдохся.

Аукцион искусства ХХ века и современного искусства Phillips, состоявшийся 9 февраля, прошел очень неровно, 65% работ ушли либо ниже, либо едва дотянувшись до нижней планки эстимейта. Суммарная выручка также оказалась ниже минимального эстимейта в £25,9 млн и составила £20,8 млн, или £24,6 млн с учетом комиссии покупателя. Всего было продано 79% выставленных на торги произведений искусства.

Главный исполнительный директор Phillips Эд Долман поспешил смягчить масштабы корректировки. «Это не похоже на падение; на самом деле рынок просто стал более разборчивым», — сказал он.

И действительно, высокое качество и разумные цены на работы таких художников, как Жан Дюбюффе, Лучо Фонтана и Миммо Ротелла, чей китчевый коллаж был продан за рекордные £900 тыс. (£1,1 млн с комиссией, эстимейт £400–600 тыс.), пришлись по душе практичным коллекционерам.

Другие были очевидно довольны тем, что рынок стал более спокойным. Покидая аукционный зал, миланский дилер Николо Карди, поставивший на Фонтану меньше, чем его конкуренты, зато получивший картину Пьера Паоло Кальцолари по цене ее нижнего эстимейта (£150 тыс., £182,5 тыс. с комиссией), сказал: «Я сделал очень выгодную покупку, розничная цена на эту работу значительно выше».

Несмотря на очень бодрое начало, напомнившее о бурных старых временах, торги современным искусством на Sotheby’s 10 февраля также не оправдали надежд, принеся £59,4 млн, или £69,5 млн с комиссией, при эстимейте в £60,2–86,1 млн. Всего было продано 78% выставленных работ, 49% из которых ушло ниже или с трудом достигло своего нижнего эстимейта.

Результаты торгов, составившие почти половину суммарной выручки прошлого года, сильно подпортило то, что в последний момент с них был снят ключевой лот — смазанное серое полотно Герхарда Рихтера, «гарантию третьих лиц» на продажу которого дали иранские коллекционеры Эскандер и Фатима Малеки. Ожидалось, что эта работа, снятая по запросу собственников, будет продана за £14–20 млн. В число других снятых с торгов лотов также вошла картина Жан-Мишеля Баскиа с эстимейтом £6–8 млн.

Большое полотно молодого румынского художника Адриана Гение по мотивам «Подсолнухов» Винсента Ван Гога стало одним из немногих проданных выше эстимейта. За него шла борьба между десятью покупателями, в том числе Микаэлой де Пюри, Хью Гибсоном и Таддеушем Ропаком, но в конце концов оно досталось покупателю из Азии по телефонной ставке за рекордные £2,65 млн, или £3,1 млн с комиссией (эстимейт £400–600 тыс.). А картина Люсьена Фрейда 1960–1961 годов, на которой изображена его беременная любовница-подросток, привлекла девятерых покупателей и ушла за £14,2 млн (£16,1 млн с комиссией, эстимейт £7–10 млн).

По мнению арт-консультанта Лизы Шифф, эти торги Sotheby’s показали, «что речь идет не о лопнувшем пузыре, а о здоровой регулировке». Кроме того, она отметила: «Там, где эстимейты не были завышены, работы продались очень хорошо, но там, где ожидания продавцов были нереалистическими, в особенности касательно молодых художников, продажи прошли плохо».

Торги послевоенным и современным искусством продолжатся 11 февраля на Bonhams и Christie’s с предпродажными эстимейтами в £8,5–12,3 млн и £50,4–75,2 млн соответственно.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+