18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая жизнь московского букинистического рынка

В Москве со старой книгой и бумагой работает сейчас чуть ли не десяток аукционных домов: по традиции букинистикой занимаются «Империя», «Кабинетъ», «В Никитском», «Антиквариум» и «Три века», в конце 2015 года появились «Литфонд» (отделившийся от «В Никитском») и совсем новенький Antik BookClub. Именно продавцы букинистики (наряду с нумизматикой, но о ней разговор особый) ныне лидеры отечественного рынка.

Стремясь неординарно обозначить себя, новые игроки хотят удивить клиента и при этом сочетают светские ухаживания за публикой — конферансы и фуршеты — с твердыми коммерческими устремлениями. Активно используются на аукционах современные формы торговли — объем продаж значительно увеличился за счет интернет-покупок. Аукционные дома все время придумывают новые форматы: книги пушкинской поры и книги о путешествиях; «Антиквариум» летом предложил покупателям «петербургскую коллекцию» из семейных архивов Северной столицы, в декабре впервые в России специально собрал коллекцию самиздата.

«Русская эмаль», дом, давно признанный как знаток декоративно-прикладного искусства, ныне успешно работает с новым для себя материалом:  летом провел аукцион антикварной открытки, где уход составил 100%, в ноябре впервые провел аукцион Антикварная бумага, в декабре — букинистические торги. На этих специализированных торгах материал продавался самый разнообразный: авторская графика, гравюра, лубок, фотография, открытки, визитные карточки и так далее. К примеру, офорт Франсиско Гойи Смерть Пепе Ильо был продан всего за 50 тыс. руб., две автолитографии Анны Остроумовой-Лебедевой — за 13 тыс. и 30 тыс. руб.

В целом цены на книжные раритеты, например на прижизненные и первые издания русских классиков, растут: Стихотворения Александра Пушкина (СПб., 1835) в Antik BookClub предлагались за 2,2 млн руб. Но все же остаются в российских рамках и не сопоставимы с лондонскими книжными вершинами, где в начале декабря на Christie’s первое издание пушкинского Бориса Годунова ушло за £68,5 тыс.

Эта тенденция — не покупать на российских торгах дорогие произведения — общая для всех разделов внутреннего рынка, в том числе живописи. Именно поэтому местные продавцы ищут новый материал (более дешевый) и новые формы торговли (более демократичные). Так что следует и дальше ожидать успешного развития рынка букинистики, тиражной графики и вообще старой бумаги.

Увеличивающийся спрос, как это всегда и бывает, вызвал появление букинистических фальшивок. Уже на нескольких московских аукционах предлагались подлинные книги с автографами, которых просто не могло там быть — из-за несовпадения дат или персонажей. Например, на рынке появилась книжка стихов Марины Цветаевой с дарственной надписью Софии Парнок, романтической подруге поэтессы. Причем нежная надпись датирована несколькими месяцами раньше даты выхода книги (не говоря уже о том, что к указанному времени подруги расстались и не общались друг с другом, о чем есть множество воспоминаний современников и самих героинь).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+