18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Любимый художник советских вождей, полководцев и балерин

Очень правильно, что именно Исторический музей представляет выставку Александр Герасимов. К 135-летию художника. Не только потому, что это прекрасная возможность для Исторического музея активнее показывать свои богатые фонды изобразительного искусства и в полной мере использовать гигантские залы Выставочного комплекса исторического музея (Музей Отечественной войны 1812 года).

Творчество Александра Герасимова (1881–1963), художника некогда всенародно известного и даже хрестоматийного, сегодня невозможно рассматривать исключительно в контексте развития искусства, в отрыве от исторических реалий времени, в которое он жил. Когда идет речь о соцреализме, то Герасимова можно считать одним из главных его символов. Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР, во власти которого были, без преувеличения, судьбы художников (и творческие, и человеческие). Для того чтобы занять такое исключительное положение в иерархии советского искусства, потребовалось совпадение творческой индивидуальности, особенностей характера и вкусов руководителей государства.

Выставка в Историческом музее вполне масштабна — около 90 полотен из государственных музеев и частных коллекций (одним из ее кураторов стал Леонид Шишкин, галерея которого более четверти века работает с произведениями соцреализма) — и дает возможность увидеть путь художника, учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина и ставшего создателем официальных портретов Сталина.

Известной всем иконографией вождей кураторы выставки ограничиваться не стали, хотя в залах есть портреты Ленина, Сталина и Ворошилова — друга и покровителя Герасимова. Герои его произведений (многие выставляются впервые) — художники и балерины, военачальники и архитекторы, зарубежные политики и советские светские красавицы; на его картинах — Париж, Индия, Китай. Добавьте к этому экспрессию мазка и монументальность полотен — и вот новая советская элита получила зеркало, отражение в котором ей очень нравилось. Эти люди, добившиеся успеха, хотели видеть свою жизнь именно такой — залитой солнечным светом, с пышными букетами цветов и ликующими народными массами в дворцовых интерьерах, украшенных кумачом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+