18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Любимый художник советских вождей, полководцев и балерин

Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955. Х.м. 199 х 399. Частное собрание. Москва
Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955. Х.м. 199 х 399. Частное собрание. Москва

Очень правильно, что именно Исторический музей представляет выставку Александр Герасимов. К 135-летию художника. Не только потому, что это прекрасная возможность для Исторического музея активнее показывать свои богатые фонды изобразительного искусства и в полной мере использовать гигантские залы Выставочного комплекса исторического музея (Музей Отечественной войны 1812 года).

Творчество Александра Герасимова (1881–1963), художника некогда всенародно известного и даже хрестоматийного, сегодня невозможно рассматривать исключительно в контексте развития искусства, в отрыве от исторических реалий времени, в которое он жил. Когда идет речь о соцреализме, то Герасимова можно считать одним из главных его символов. Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР, во власти которого были, без преувеличения, судьбы художников (и творческие, и человеческие). Для того чтобы занять такое исключительное положение в иерархии советского искусства, потребовалось совпадение творческой индивидуальности, особенностей характера и вкусов руководителей государства.

Выставка в Историческом музее вполне масштабна — около 90 полотен из государственных музеев и частных коллекций (одним из ее кураторов стал Леонид Шишкин, галерея которого более четверти века работает с произведениями соцреализма) — и дает возможность увидеть путь художника, учившегося в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина и ставшего создателем официальных портретов Сталина.

Известной всем иконографией вождей кураторы выставки ограничиваться не стали, хотя в залах есть портреты Ленина, Сталина и Ворошилова — друга и покровителя Герасимова. Герои его произведений (многие выставляются впервые) — художники и балерины, военачальники и архитекторы, зарубежные политики и советские светские красавицы; на его картинах — Париж, Индия, Китай. Добавьте к этому экспрессию мазка и монументальность полотен — и вот новая советская элита получила зеркало, отражение в котором ей очень нравилось. Эти люди, добившиеся успеха, хотели видеть свою жизнь именно такой — залитой солнечным светом, с пышными букетами цветов и ликующими народными массами в дворцовых интерьерах, украшенных кумачом.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+