18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Феликс Валлоттон: под маской холодного эстета порой бушевали нешуточные страсти

Не успев открыть ретроспективу Жоржа Брака, Гран-пале уже подготовил новый блокбастер — выставку французского художника швейцарского происхождения Феликса Валлоттона (1865–1925). В ее названии — «Огонь подо льдом» — запрятана концептуальная задумка целой группы кураторов (Ги Кожеваль, президент музеев Орсе и Оранжери, Изабель Кан, главная хранительница Музея Орсе, Марина Дюрсей и Катья Полетти из Фонда Феликса Валлоттона в Лозанне), решивших, что рассказывать о Валлоттоне в привычных категориях «родился в Лозанне, учился в парижской Академии Жюлиана, сблизился с художниками «Наби» и в 1890 году, когда ему еще не было и 30 лет, прославился своими ксилографиями» как-то неправильно. Взамен они предложили интригующий сюжет. Идея заключалась в следующем: совмещение двух стихий в названии лучше всего передает напряженность, свойственную творчеству художника, — идет ли речь о его гравюрах, живописи или литературных экспериментах. Столкновение взаимоисключающего зрители должны ощутить буквально физически. И чтобы форма не расходилась с содержанием, а усиливала эффект, для гравюр, портретов, ню, пейзажей и натюрмортов Валлоттона выстроили специальные декорации. Два просторных коридора, по ходу которых меняется геометрия залов, и два доминирующих цвета — мышиный серый и насыщенный красный — также вступают в драматическое противостояние.

Более 150 работ Валлоттона распределили на десять тематических блоков, где спутаны годы и жанры, но отчетливо вырисовывается упрямый путь художника к формированию своего стиля. «Идеализм и чистоту линий», присущие Валлоттону на протяжении всей жизни, впервые подметил его биограф Юлиус Мейер-Грефе, написавший в 1898 году: «Он состоит на службе у прямых линий, потому что они выражают его чувства». В ранних портретах 1880-х годов, в частности в Автопортрете 20-летнего (1885), Валлоттон с ученической прилежностью подражает немецким гравюрам Возрождения. В коричневых, зеленых, черных оттенках, в выхваченных светлым бликом лицах узнается и Дюрер, и Гольбейн. Эта работа спустя десять лет станет первой, попавшей в частную коллекцию. Валлоттона наконецто начали покупать. Его «плоская перспектива», так же, как линии, перекочевала на холсты из гравюр. В пейзажах Валлоттона, долгое время непривычных для парижской публики, пространство сжимается, а большие формы доминируют над деталями. Это один из ключевых моментов его стиля, узнаваемый как в меланхоличных пейзажах, так и в бодрых графических листах. Раздел Насилие черной точки как раз рассказывает о гравюрах и литографиях. Именно с этими черно-белыми работами, не имеющими эквивалента во французской графике, прежде всего ассоциируется имя Валлоттона. Первыми героями гравюр он выбирал своих кумиров — писателей и музыкантов. Нашлось здесь место и нашим Герцену с Достоевским. Тревожность, о которой говорили кураторы, особенно ощущается в пейзажах. Над альпийскими холмами, над морской гладью непременно повисает черное солнце, та самая «черная точка».

С 1897 года Валлоттон начал серию гротескных зарисовок из жизни буржуазии. Они объединены в блок Отказ и обман. Ножкам парижских мадам и мадемуазель художник уделяет внимания не меньше, чем ножкам кресел, перемешивая жен и покровителей, мужей и любовниц, превращая все в одну любовную историю, прекрасную в своей фальши. Серия Интимность (1899) совпала по времени с переменами в личной жизни художника. В это время он расстается со своей музой Элен Шатено и женится на Габриэль Родригес Энрикес из семьи известных торговцев живописью. Героини Интимности — женщины из его нового окружения: хитрые, расчетливые, кровожадные и ненасытные. Порок и соблазн всегда манили Валлоттона. «Мне нравится состояние неосознанной порочности», — признавался он в письмах и расписывался в этой слабости своими картинами. В разделе Двойной женственности — работы, где опять же женщины, но, какие их связывают отношения, остается только гадать (Больная, 1892; Обнаженные с кошками, 1897–1898). Так же, как в картине Купания летним вечером (1892–1893), вызвавшей немало насмешек на первом показе на Салоне независимых в 1893 году. Она всегда считалась парафразом Фонтана молодости Лукаса Кранаха. Однако Валлотон только удивлялся сравнениям, потому что у него купальщицы представляли собирательный образ женщины — наивной и извращенной, соблазнительной и коварной. С начала XX века он полностью посвятил себя живописи. К гравюрам вернулся лишь однажды, в Первую мировую, выпустив альбом ксилографий Это война! (1915–1916). Так все же, гравер или художник? Ответ — в названии выставки. Для Феликса Валлоттона художественные стихии вовсе не стали взаимоисключающими.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+