18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первопечатник авангарда, или Галактика Ильязда

№40
Материал из газеты

Весь Илья Зданевич, от футуристического тифлисского периода до парижского. Впервые на родине

Выставка в ГМИИ поэта-футуриста, изобретателя заумного языка, теоретика «всёчества», друга Пикассо и Миро, художника-дизайнера, метранпажа и издателя уникальных livres d’artistes Ильи Зданевича хотя и опоздала на год к его 120-летию, но оказалась весьма приближенной к 40-летию со дня смерти. Он скончался в Париже в Рождество (25 декабря) 1975 года — почти так, как сам и предсказывал. И сразу же по всему миру стали открываться его памятные ретроспективы, в ряду которых была одна из первых (1978) в тогда только что открывшемся Центре Помпиду.

На родине Зданевичу, выходцу из польско-грузинской семьи, родившемуся, как и его брат, художник-футурист Кирилл Зданевич, в Тифлисе, смогли воздать должное лишь в либеральном 1989 году. Московская выставка — его первая полноценная ретроспектива в России — стала возможна во многом благодаря энтузиазму отечественных ценителей и пропагандистов livre d’artiste — Бориса Фридмана и Георгия Генса.

Содействие выставке московских коллекционеров оказали французский архив Ильязда в Марселе и собрание фирмы Chanel, Российский государственный архив литературы и искусства и Музей Анны Ахматовой. Благодаря им оказалось возможным показать почти все, что создал Зданевич в Петербурге, Москве, Тифлисе и Париже между 1913 и 1975 годом.

Непреходящий интерес к творчеству Зданевича можно объяснить его непреходящей же современностью. Как во времена футуризма, когда он помимо скандальных заявлений и публичных акций с Михаилом Ларионовым и Ко продемонстрировал то, на какое творческое безумие способен простой типографский набор, так и в послевоенные годы, когда его издания показали новому поколению революционеров-летристов, насколько далеки от новаций их опусы, да и в 1960-е, когда во Франции заговорили о возвращении дадаизма.

Зданевич всегда был на виду и среди звезд: и когда водил дружбу с гуру футуризма Маринетти, и когда вытолкнул на авангардную арт-сцену неизвестного народного художника Нико Пиросманишвили (выставка Мишень, 1913), и когда будоражил буржуазный Тифлис 1918–1919 годов акциями и изданиями «Синдиката футуристов» и группы «41º», и потом, в Париже 1920-х, когда организовывал группу «Через», артистические балы в поддержку художников-эмигрантов, и в ­1930-е, когда стал художником-декоратором, а затем арт-директором Chanel.

Более литератор, чем художник, Зданевич (в Париже уже Ильязд) смог превратить литеры, слова и фразы в изобразительное искусство. Его безумные наборы пенталогии, то есть серии книг из пяти «дра» (драм), 1910-х почти сразу же стали образцами инновационной типографики. А заумный язык, которым написаны его «дра» (Янко, круль албанскай; Асёл напракат; Остраф Пасхи и другие), своего рода фонетическая запись псевдонародного языка с намеренным искажением общепринятой орфографии, нашел продолжение в Рунете 2000-х, обернувшись «падонкаффским» или «падонским» языком (он же «олбанский йезыг»).

Ильязд 1940-х и последующих лет отличается от предыдущих «зданевичей». На смену лихим налетам на наборную кассу пришла методичная, но тем не менее революционная работа с типографикой. Среди художников-соавторов Ильязда по изданию двух десятков livres d’artistes оказались Пикассо, Миро, Брак, Дерен, Джакометти, Шагал.

Порой их усилия Ильязд соединял в одном издании, как в антологии 1949 года Поэзия неизвестных слов, над которой работали 23 художника. Иной же раз он, движимый каким-то мистическим озарением, доверял книгу одному мастеру. Таким для книги Максимилиана, или Незаконная астрономическая практика (1964) стал Макс Эрнст, которому была близка судьба неприкаянного и вечно гонимого астронома Эрнста Темпеля, открывшего планету Максимилиана. Впрочем, и в здесь образовалось небольшое созвездие из астронома и художника — анаграмма немецкого Stern — «звезда». Без звезд Ильязд себя не представлял.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+