18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Женщины это делают лучше? По крайней мере ни в чем не уступают мужчинам

№39
Материал из газеты

В Париже решили показать всю историю женской фотографии, подробно и в лицах

Выставка Кто боится женщин-фотографов? — это рассказ о женщинах в истории фотографии, коллективный реванш тех, кого в лучшем случае считали подмастерьями у истинных фотографов — отцов или мужей. Рассказ пристрастный, несомненно, феминистский, убедительный и очень подробный. Настолько подробный, что его пришлось разбить на две главы и развести по двум музеям: в Музее Оранжери собраны фотографии с 1839 по 1919 год, в Музее Орсе — с 1918 по 1945-й. Всего 165 имен, преимущественно французских, американских и британских. От фотографов-любителей середины XIX века, дам обеспеченных и образованных, среди которых попадались даже принцессы (как, например, Александра Датская, увлекавшаяся фотоколлажем), до профессионалов конца XIX — начала XX века, когда женщины с фотоаппаратом, бывшие модели и ассистентки, начали составлять серьезную конкуренцию мужчинам-фотографам (Ли Миллер и Ман Рэй, Тина Модотти и Эдвард Уэстон).

На синем фоне изображены белые лапы папоротников, водоросли и какие-то стебельки — рисунок из учебника по биологии, какая же это фотография? Самая настоящая, одна из первых «женских» фотографий. Ее автор — англичанка, известный ученый-ботаник Анна Аткинс (1799–1871), которой повезло приятельствовать с изобретателем цианотипии Джоном Гершелем. Она быстро освоила этот старинный способ печати, при котором снимки получались с голубым оттенком, и стала выпускать фотоальбомы по своим научным интересам.

Найти собственную нишу женщинам-фотографам было непросто. Сначала они снимали то, что им ближе всего, то есть себя и детей. Томные, с распущенными волосами, перед зеркалом, за бокалом вина, с младенцем на руках — все эти портреты, как правило, делались в спальне, куда мужской камере дверь была закрыта. «Она была тираном», — говорили про Джулию Маргарет Кэмерон (1815–1879), одну из первых и главных портретисток викторианской эпохи. Снимки же исполнены неги и красоты, словно отпечатали картины прерафаэлитов.

Постепенно в женском объективе начинают появляться и мужчины. Сначала как отцы — с детьми и в доме, потом — одни, знаменитые (Марк Твен, Огюст Роден в объективе американки, классика пикториализма Гертруды Кезебир) и голые (скандальные ню Имоджен Каннингем, ключевой фигуры американской фотографии XX века и борца за права женщин).

В XX веке женщины-фотографы уверенно заступают на мужскую территорию — все, что раньше считалось мужским, теперь становится общим: женщины идут на фронт и в кабинеты политиков, снимают эротику и архитектуру, работают с модными журналами и в рекламе. Американка Маргарет Бурк-Уайт — первый военкор. Она же оказалась в Москве в июне 1945 года: снимала для Life, выходила в эфиры CBS.

Особое место на выставке отведено автопортретам. Сюрреалистка Клод Каон множит себя в виде бесполого андрогина, Диана Арбус полуобнажается буквально в кадре, а стриженная под мальчика Флоранс Анри просто смотрит из зеркала. И не забыть зрителю ни этого взгляда, ни этой выставки.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+