18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ивана Сотникова помянули ретроспективой в Новом музее

В петербургском Новом музее 17 декабря открылась выставка «Иван Сотников. Живопись XX–XXI веков» — первая большая ретроспектива умершего в прошлом месяце художника. Куратор — признанный специалист в области петербургского искусства рубежа веков, сотрудник отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева задумала выставку и начала готовить ее вместе с художником весной этого года, собрав произведения из двух десятков частных коллекций.

Иван Сотников был одним из самых творчески плодовитых петербургских авторов даже среди «Новых художников», для которых художественная витальность была почти обязательным качеством. Именно «новые» взяли на вооружение «всёчество» Михаила Ларионова, увиденного ими на выставке в Русском музее в 1980 году. Закономерно, что эпиграфом к ретроспективе служит одна из «ларионовских» «Венер» 1912 года — но написана она на самом деле Иваном Сотниковым и сейчас хранится в собрании семьи Тимура Новикова. Самым началом 1980-х датируются первые вещи Сотникова на выставке, отчаянно-живописные городские пейзажи и натюрморты. В экспозицию вошли работы в большинстве своем камерного формата, хотя известно, что художник справлялся и с двух-трехметровыми холстами.

Ивана Сотникова числили своим разом и «Новые художники» — ленинградские денди и модники, и посконные «Митьки». Все его творческое наследие очень условно можно разделить на две части — Екатерина Андреева точно называет их «картины с натуры» и «картины из головы». Пейзажи и натюрморты естественно встраиваются в отечественную традицию «негромкого» искусства, известную в Петербурге с 1930-х годов и идущую от мастеров «Круга художников». Другая часть — стремящиеся к изобразительному знаку серии с машинами, снежинками, елками, черепами — ассоциируется с живописным неоварварством АР Пенка и Кита Харинга. В живописи Сотникова, как редко у кого, сочетаются глубина и легкость — эти работы просто сделаны, но сложно устроены. Все, что становилось сюжетом его искусства, будь то заснеженная церковь или перевозивший ракету «Буран» самолет «Мрия», оказывалось радостным, почти задорным — этим свойством отличался Иван Сотников не только как художник, но и как клирик Русской православной церкви. Единственное, чего недоставало на вернисаже выставки по всеобщему ощущению, — это живого автора.

Материалы по теме:
Умер художник Иван Сотников
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+