18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Коллекция работ Джексона Поллока вызвала подозрения: в них нашли не соответствующий времени создания пигмент

№39
Материал из газеты

На картинах из одной группы был обнаружен пигмент, появившийся в свободной продаже уже после смерти художника

Оказалась под вопросом подлинность приписываемых Джексону Поллоку работ из коллекции, показанной в июле 2015 года на ярмарке Art Monaco. Шесть полотен были выставлены на стенде галереи из Невады Classic Fine Art. Однако еще в 2010 году около 30 полотен из этой коллекции в частном порядке проанализировала британская компания Art Access & Research.

The Art Newspaper удалось ознакомиться с отчетами Николаса Истоу, директора Art Analysis & Research (ранее Art Access & Research). В них приведены данные анализа красок, использованных на 23 полотнах, приписываемых Джексону Поллоку. На 12 из них был обнаружен желтый пигмент с кодом цветового индекса PY74, появившийся в свободной продаже уже после смерти знаменитого абстрактного экспрессиониста в 1956 году.

В отчетах по каждой из 12 работ говорится: «Первые виды этого класса пигментов появились на рынке в 1910 году (PY1), а более поздние (например, PY4–6) — в 1920-х годах. Однако появление PY74 специализированная литература, как правило, относит к 1957 году, в связи с чем возникает целый ряд вопросов».

Автор отчетов рекомендует провести дополнительные исследования, для того чтобы подтвердить, что это действительно PY74, проверить, мог ли этот пигмент быть нанесен позднее другой рукой, и установить, имел ли Поллок доступ к пигменту до его поступления в массовую продажу.

Помимо этого, анализ показал, что на полотнах использованы и пигменты, аналогичные тем, что были обнаружены в банках с краской в мастерской Поллока. Во всех 23 отчетах, доступных The Art Newspaper, зафиксировано наличие на холстах белил из диоксида титана, а в 21 отчете — наличие кальцита — минерала, используемого в качестве белого пигмента. Соединения фталоцианина были обнаружены на 21 полотне, алюминиевая пудра — на 19, хромат свинца — на 14. На четырех картинах нашли искусственный ультрамарин, на одной — небольшой объем сульфида кадмия (с некоторой долей вероятности, этот пигмент в малом количестве содержится в одной из банок розовой краски из мастерской Поллока).

Мы связались с галереей Classic Fine Art, где подтвердили, что верят в подлинность работ, что в пользу этой уверенности свидетельствуют «все данные» и что для их подтверждения или опровержения ведутся атрибуционные исследования и проверки на «самом высоком уровне». В то же время галерея заявляет, что не будет планировать никаких выставок и не собирается «финансово задействовать полотна» до тех пор, пока в ее распоряжении не окажутся научно обоснованные доказательства и не будет проведен процесс атрибуции.

«Мы готовы признать результаты, какими бы они ни оказались», — говорят в Classic Fine Art.

Посвященная этим произведениям страница на сайте, поддерживаемом галереей, была удалена минувшим летом. На ней говорилось, что фрактальный анализ, анализ материалов, снятие отпечатков пальцев и образцов ДНК дали «положительные результаты».

При этом имеющаяся в свободном доступе информация о провенансе работ крайне скудна. В статье, опубликованной на сайте Art Monaco Magazine, утверждается, что представленную на ярмарке «небольшую частную коллекцию» первоначально приобрел у неизвестной женщины нью-йоркский коллекционер Армин Гершкович. Затем Гершкович, говорится в статье, некоторое время пытался перепродать коллекцию, и в итоге в 1960-х годах ее купил коллекционер и реставратор Габор Немет. Немет, в свою очередь, продал несколько работ «по низкой цене», в том числе одну в 1970-х дизайнеру мебели с Западного побережья США. Ее подлинность подтвердила вдова Поллока Ли Краснер.

В 2002 году Габор Немет попытался заручиться подтверждением подлинности остальных работ, однако узнал, что комиссия Фонда Поллока — Краснер по установлению подлинности была распущена в 1996 году. После этого работы были подвергнуты ряду технических исследований.

Директор Art Monaco Джонесско Родригес говорит, что, прежде чем выставить полотна на ярмарке, Classic Fine Art предоставила ему «веские доказательства» их подлинности. В число таких доказательств входило видеосвидетельство искусствоведа и физика Ричарда Тейлора, проводившего фрактальный анализ полотен Джексона Поллока. По словам Родригеса, Тейлор сказал, что «никогда прежде не встречал настолько четкого соответствия».

Руководитель ярмарки добавил, что ранее эти произведения выставлялись в Университете штата Калифорния в Беркли и в Музее библейского искусства в Далласе. «Хочется верить, что они не стали бы выставлять полотна, если бы не были уверены в их подлинности», — говорит Ро­дригес.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+