18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Советское в картинках

Вышло масштабное исследование петербургского художника и издателя Михаила Карасика «Soviet Photobook 1920–1941».

В увесистом фолианте собраны результаты четырехгодичного исследования Михаилом Карасиком изданий о советском фотомонтаже второй четверти ХХ века. «Именно через книги, брошюры и фотоальбомы СССР транслировал всяческие проявления тоталитарной власти», — полагает сам автор.

Сквозной темой они проходили в фотокнигах представителей авангарда и художественного дизайна. «Трагедийная ночь» Александра Безыменского о строительстве Днепрогэса с фотомонтажами Владимира Грюнталя (1935) или поэма того же Безыменского «Комсомолия» (1928) с дизайном и фотомонтажом Соломона Телингатера, поэма Владимира Маяковского «Про это», иллюстрированная монтажом Александра Родченко (1923). Также в числе поэтов и художников, издания которых собраны в «Soviet Photobook 1920–1941» — Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Густав Клуцис, Валентина Кулагина, Елеазар Лангман, Эль Лисицкий, Георгий Петрусов, Сергей Сенькин, Варвара Степанова, Николай Трошин.

В проект вошло 160 самых искусных, необычно изданных и редких книг. Все они описаны, снабжены более 1,5 тыс. иллюстраций и биографиями писателей, журналистов, фотографов, дизайнеров.

«Мы не делали книгу, ориентируясь на библиофилов, антикваров и книжных дилеров. Задача была показать само явление — советскую фотокнигу предвоенного времени: ее развитие, тенденции — и в самой фотографии, и в дизайне книг», — поясняет Михаил Карасик.

Поэтому в его альбоме встречаются тонкие брошюры, важные по новаторским качествам оформления, например редкие книги с металлическими элементами или с обложками из алюминия, такие как «Паровоз на хозрасчете» (1931, дизайн Александра Родченко, фото Василия Савельева), «Государственный машиностроительный чугунолитейный завод „Красная песня“» (1932, дизайн Николая Седельникова, фото Михаила Прехнера).

Где-то на периферии прослеживается и логика развития центральной темы советской фотографии — от индустриального пейзажа к личности гражданина. Объемное эссе в самом начале книги раскрывает этапы развития и перемены в дизайне и фотографии 1920–1930-х годов.

В итоге «Soviet Photobook 1920–1941» выглядит своеобразной энциклопедией советской фотокниги. А заодно, что немаловажно, и отражением всего советского универсума той эпохи, буквально всех его сфер, от индустриализации (это вообще центральная тема), вождей революции, политических ценностей и идеалов до быта и воспитания детей.

«Советская детвора 1940», «Советские женщины 1939» — названия подглав броские, слегка сатирические («Жены инженеров»), отсылающие к советской пропаганде («Заветы Ленина всем женщинам Земли»).

Если по форме получилось нечто вроде фотоальбома, то по содержанию — книга-музей. Карасик запросто музеефицировал один из самых тяжелых периодов советской истории, приправив его разумной дозой романтики.

Огромный том вместил в себя 17 разделов на 636 полосах с текстами на английском языке. Книга рассчитана на западного читателя, издана тиражом 2,5 тыс. экземпляров на средства зарубежного издателя Манфреда Хайтинга, куратора, дизайнера и собирателя книг по истории фотографии.

«Soviet Photobook 1920–1941» уже передана в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, часть тиража предполагается отправить в западные библиотеки и музеи.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+