18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Советское в картинках

Вышло масштабное исследование петербургского художника и издателя Михаила Карасика «Soviet Photobook 1920–1941».

В увесистом фолианте собраны результаты четырехгодичного исследования Михаилом Карасиком изданий о советском фотомонтаже второй четверти ХХ века. «Именно через книги, брошюры и фотоальбомы СССР транслировал всяческие проявления тоталитарной власти», — полагает сам автор.

Сквозной темой они проходили в фотокнигах представителей авангарда и художественного дизайна. «Трагедийная ночь» Александра Безыменского о строительстве Днепрогэса с фотомонтажами Владимира Грюнталя (1935) или поэма того же Безыменского «Комсомолия» (1928) с дизайном и фотомонтажом Соломона Телингатера, поэма Владимира Маяковского «Про это», иллюстрированная монтажом Александра Родченко (1923). Также в числе поэтов и художников, издания которых собраны в «Soviet Photobook 1920–1941» — Дмитрий Дебабов, Борис Игнатович, Густав Клуцис, Валентина Кулагина, Елеазар Лангман, Эль Лисицкий, Георгий Петрусов, Сергей Сенькин, Варвара Степанова, Николай Трошин.

В проект вошло 160 самых искусных, необычно изданных и редких книг. Все они описаны, снабжены более 1,5 тыс. иллюстраций и биографиями писателей, журналистов, фотографов, дизайнеров.

«Мы не делали книгу, ориентируясь на библиофилов, антикваров и книжных дилеров. Задача была показать само явление — советскую фотокнигу предвоенного времени: ее развитие, тенденции — и в самой фотографии, и в дизайне книг», — поясняет Михаил Карасик.

Поэтому в его альбоме встречаются тонкие брошюры, важные по новаторским качествам оформления, например редкие книги с металлическими элементами или с обложками из алюминия, такие как «Паровоз на хозрасчете» (1931, дизайн Александра Родченко, фото Василия Савельева), «Государственный машиностроительный чугунолитейный завод „Красная песня“» (1932, дизайн Николая Седельникова, фото Михаила Прехнера).

Где-то на периферии прослеживается и логика развития центральной темы советской фотографии — от индустриального пейзажа к личности гражданина. Объемное эссе в самом начале книги раскрывает этапы развития и перемены в дизайне и фотографии 1920–1930-х годов.

В итоге «Soviet Photobook 1920–1941» выглядит своеобразной энциклопедией советской фотокниги. А заодно, что немаловажно, и отражением всего советского универсума той эпохи, буквально всех его сфер, от индустриализации (это вообще центральная тема), вождей революции, политических ценностей и идеалов до быта и воспитания детей.

«Советская детвора 1940», «Советские женщины 1939» — названия подглав броские, слегка сатирические («Жены инженеров»), отсылающие к советской пропаганде («Заветы Ленина всем женщинам Земли»).

Если по форме получилось нечто вроде фотоальбома, то по содержанию — книга-музей. Карасик запросто музеефицировал один из самых тяжелых периодов советской истории, приправив его разумной дозой романтики.

Огромный том вместил в себя 17 разделов на 636 полосах с текстами на английском языке. Книга рассчитана на западного читателя, издана тиражом 2,5 тыс. экземпляров на средства зарубежного издателя Манфреда Хайтинга, куратора, дизайнера и собирателя книг по истории фотографии.

«Soviet Photobook 1920–1941» уже передана в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Российскую национальную библиотеку, Российскую государственную библиотеку, часть тиража предполагается отправить в западные библиотеки и музеи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+