18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Энтони Гормли показал Гонконгу, где кончается горизонт

№39
Материал из газеты

Жители принимают его скульптуры на крышах за настоящих самоубийц

Год прошел с момента «гонконгского Майдана», когда тысячи продемократически настроенных протестующих вышли на центральные улицы города. Этой осенью над теми самыми местами, где в декабре 2014 года полиция разгоняла демонстрантов, молча нависли пугающе реалистичные скульптуры Энтони Гормли из железа и стекловолокна — 31 фигура в человеческий рост на крышах многоэтажных зданий.

Показ Горизонта событий в Гонконге отложили на год — после того, как один из служащих сбросился с 137-метрового здания банка, принадлежащего спонсору проекта Hongkong Land; открытие состоялось лишь 19 ноября (до 18 мая 2016 года). «„Революция зонтов“ и продемократическое движение — это попытка Гонконга добиться независимости от центральных китайских властей, — говорит Гормли. — Мой проект просто не мог быть не связан с событиями, которые произошли здесь. Я чувствую солидарность с теми, кто вышел тогда на улицы. Мне кажется, что искусство — неотъемлемый инструмент самоопределения».

По его мнению, Горизонт событий исследует эволюцию индивидуума в общественном пространстве, а также изменения внутри самого города, пытающегося порвать со своим колониальным прошлым и разобраться с настоящим — жестким контролем материкового Китая. «Гонконг скрывает свое лицо, — считает Гормли. — В некотором роде его истинное значение и ценности не раскрыты — из-за властей, подавляющих права граждан».

В Гонконге Горизонт событий подвергся резкой критике. «Говорили, что будет безнравственно делать инсталляцию на крышах высоток — из-за распространенности здесь этого способа самоубийства, — рассказывает художник. — Я совершенно не согласен. Чем дольше этот факт замалчивается, тем больше людей не осознают масштабов разрастающейся проблемы, особенно в среде бизнесменов средней руки».

Когда Гормли впервые приехал в Гонконг в мае 2013 года в поиске мест для скульптур, он планировал сосредоточиться на центре города, но в результате одинокие фигуры появились и в районах «демонстраций зонтов».

Так, одну из статуй установили над тем местом, где проходили митинги сторонников движения Occupy, на крыше здания в районе Адмиралтейства, где располагается ряд государственных учреждений, другую — в саду площади Статуй, рядом с которым полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов.

Гонконг, скорее всего, станет заключительным городом в турне Горизонта событий, говорит Гормли. Работа, впервые представленная в Лондоне в 2007 году, посетила Роттердам, Нью-Йорк, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в каждом из этих городов она вызвала мощный общественный резонанс. (В Москве в 2009 году планировавшаяся выставка была отменена, так как скульптуры на крыше ЦУМа вызвали подозрение спецслужб. — TANR.) «Сначала смесь ужаса, страха, потом любопытство, сменяющееся восторгом, — примерно в такой последовательности», — рассказывает он. В Лондоне проект раздражал пассажиров электричек; в Нью-Йорке первая реакция на него была крайне враждебной в свете событий 11 сентября.

По мнению художника, откладывать выставку было бессмысленно, а главный спонсор Hongkong Land вышел из проекта из опасений испортить репутацию.  «Реализация этого проекта встретила на своем пути скрытое сопротивление: все хотели сохранить статус-кво — и официальный Пекин, и представители бизнеса», — говорит художник.

В городе со множеством аукционных домов, частных галерей и арт-ярмарок инсталляция, обращающаяся к широкому зрителю, обретает особое значение. «Задействовав общественное пространство, я хотел показать, что искусству пора вновь стать общедоступным», — объясняет Энтони Гормли. 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+