Леонид Михельсон разделил с Дарьей Жуковой бремя влиятельности

Оквуи Энвезор, куратор основного проекта 56-й Венецианской биеннале современного искусства (2015). Фото: Giorgio Zucchiatti
Оквуи Энвезор, куратор основного проекта 56-й Венецианской биеннале современного искусства (2015).
Фото: Giorgio Zucchiatti

Вослед ежегодному рейтингу Power 100 журнала ArtReview портал artnet представил собственную версию списка 100 наиболее влиятельных персон в мире современного искусства. В него попала не только Дарья Жукова, но и Леонид Михельсон.

В отличие от Power 100, список artnet никак не ранжирован, участники в нем располагаются просто в алфавитном порядке — начиная нью-йоркским девелопером с немецкими корнями Эби Розеном (A) и заканчивая лондонским архитектором иракского происхождения Захой Хадид (Z), так что оценивать расстановку сил внутри интернационального сообщества можно только количественно: столько-то галеристов, столько-то кураторов, столько-то музейщиков и так далее.

Топ-100 начал публиковаться на сайте, тремя порциями, ровно накануне ярмарочных вернисажей в Майами-Бич — неудивительно, что свежеиспеченный матрикул оказался щедро наполнен именами коллекционеров и меценатов, то есть потенциальных покупателей и спонсоров различных сопровождающих ярмарки мероприятий (вроде вышеупомянутого Эби Розена, традиционно дающего в эти ярмарочные дни самый-самый ужин для самых-самых гостей), тогда как в рейтинге ArtReview первый коллекционер обнаруживался на рубеже третьей десятки.

Примерно к этому же разряду, по-видимому, нужно отнести и директоров динамично развивающихся (иными словами, активно покупающих) музеев. Почему, наверное, и был обойден вниманием экспертов artnet такой завсегдатай первой десятки Power 100 на протяжении всего времени существования этого рейтинга, как директор Тейт Николас Серота — ну что с него взять? Зато попал в список пригла… пардон, влиятельных президент Центра Помпиду Серж Лавинь, без упоминания директора музея Бернара Блистена. Пусть никакого отношения к миру искусства новый президент до сих пор не имел, зато назначение прошлой весной на музейный пост опытнейшего политика и госчиновника вызвало немало соображений насчет грядущей экспансии Центра Помпиду и тому подобных пересудов.

Примерно как и в сопоставимом рейтинге, у artnet оказались представлены художники (20 против 25 у ArtReview; совпадение по именам — более 2/3: Ай Вэйвэй, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Марина Абрамович, Джефф Кунс, Яёи Кусама и пр.), галеристы (25 против 27) и кураторы (12 против 14). Среди этих последних, помимо непременных нынче Массимилиано Джони, Оквуи Энвезора, Катрин Христов-Бакарджиев, Адама Шимчика и Ханса Ульриха Обриста, в список artnet попал и куратор прошлогодней Manifesta, проходившей в Петербурге, Каспер Кёниг, теперь назначенный художественным руководителем следующего чемпионата мира по скульптуре, Skulptur Projekte в Мюнстере в 2017 году. Российское представительство у artnet вообще вышло побогаче, чем у ArtReview (нетрудно посчитать — вдвое): к владелице «Гаража» Даше Жуковой, фигурирующей в Power 100 на 97-м месте, artnet добавил президента фонда «Виктория — искусство быть современным» Леонида Михельсона (охарактеризовав его, правда, прежде всего почему-то как «art dealer»).

Где оба рейтинга отличаются заметно, так это в оценке влиятельности аукционистов: в топ-100 artnet их аж 9, включая назначенного весной президентом Sotheby’s Тэда Смита, который, может, ничем особо отметиться и не успел, но опять-таки «шуму было много», объясняет портал; а вот в Power 100 аукционистов — 0.

Оба рейтинга отметили ярмарку Frieze: ArtReview — в лице ее основателей Мэтью Слотовера и Аманды Шарп (49-е место), artnet — в лице нового директора Виктории Сиддэлл, только-только приступившей к своим обязанностям этой осенью, но уже вошедшей в сотню самых-самых. Что касается ярмарок, то Power 100, правда, еще выше оценил деятельность директора Art Basel Марка Шпиглера (25-е место), в то время как artnet не стал упоминать его совсем: и так понятно, что топ-100 публикуется специально к ярмаркам в Майами-Бич, что именно Art Basel там главное событие и что именно ради него вот это вот всё — так давайте же будем объективными, ну или хотя бы постараемся произвести такое впечатление.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+