18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Объявлен шорт-лист Премии Кандинского — 2015

Международное жюри Премии Кандинского, созванное фондом BREUS Foundation, выбрало девять финалистов — по три в каждой номинации

Следует отметить, что в финал не вышел ни один из лауреатов премии прошлых лет, кто оказался в лонг-листе 2015 года: ни Александр Бродский, ни Ирина Нахова, ни группа AES+F (исключение — группа Recycle Group в номинации «Проект года», в 2011 году делившие приз в номинации «Молодой художник» с Таисией Коротковой). Таким образом, среди претендентов на главный приз — звание «Проект года» и €40 тыс. — заметно выделяется выставка Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Макаревич — Елагина: анализ искусства» в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу в апреле — июле 2015 года, фактически ремейк их выставки 2009 года в венском Музее истории искусства, но теперь с ассоциативным материалом и фоном не в лице Брейгеля и Тициана, а отечественного искусства ХХ века.

В отличие от «Анализа искусства» Елагиной — Макаревича, спустя сколько-то лет реализованного-таки в Москве, выставку Conversion группы Recycle Group в венецианской церкви Святого Антонина, включенную в параллельную программу 56-й Венецианской биеннале, отечественный зритель не увидел — и ему ничего не остается, кроме как всецело довериться выбору международного жюри (особенно в нынешней ситуации, когда казавшаяся уже обычной и непременной выставка номинантов премии в этом году была отменена). Также шорт-лист включает инсталляцию Андрея Филиппова «С колесом в голове», показанную в рамках ретроспективы художника «Департамент орлов» в фонде «Екатерина» весной 2015 года, что есть, конечно, прежде всего повод и способ отметить ретроспективу в целом и Филиппова в частности как автора заметного, но премиями отнюдь не избалованного. Впрочем, член жюри, независимый куратор, арт-менеджер и писатель Борис Манер (Австрия) прокомментировал этот выбор так: «Быть может, нам нужно снова научиться верить в полезность отдельного произведения искусства… Отдельное произведение теперь работает как начало всегда функциональной структуры, лежащей „за ним“, как ушко иглы, неся в себе контекст функций и в то же время требуя от нас точности».

Номинация «Молодой художник. Проект года» (€10 тыс.) обращает на себя внимание тем, что там конкурируют два перформанса: таксистско-разговорный «Как рассказать об искусстве сибирскому городу» Игоря Лазарева и Алексея Мартинса, реализованный осенью 2014 года в Красноярске, и столпническая «Точка опоры» Ольги Кройтор, впервые показанная зимой 2013 года, повторенная на открытии основного проекта IV Московской биеннале молодого искусства летом 2014-го, а затем и на открытии VI фестиваля современного искусства ARTBAT FEST в Алма-Ате летом 2015-го. Третий номинант здесь — Анастасия Цайдер и ее этнографическая (пусть и совершенно безлюдная) фотосерия «Мценск», запечатлевшая быт российской провинции.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» в финал вышли три книги: двухтомник Валерия Подороги «Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия», включающий тексты, уже публиковавшиеся в первой половине 1990-х; изданная «Новым литературным обозрением» книга Лёли Кантор-Казовской «Гробман | Grobman» — объемная монография, посвященная художнику, плюс собрание теоретических текстов и статей Михаила Гробмана и каталог произведений, включенных в проект «Гробман. 4 выставки» в ММОМА в декабре 2013 — январе 2014 года; а также сборник статей «Медиа между магией и технологией» (составители Нина Сосна и Ксения Федорова), вышедший в издательстве «Кабинетный ученый».

Торжественное вручение премии состоится 10 декабря в бывшем кинотеатре «Ударник».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+