18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер художник Иван Сотников

16 ноября скончался известный петербургский художник Иван Сотников.

Он родился в 1961 году в Санкт-Петербурге. С 1971 по 1976 год учился в Детской художественной школе № 1 на Фонтанке. По собственному признанию художника, главное влияние на него оказали живопись  «арефьевского круга» и выставка Михаила Ларионова в Русском музее в 1980 году.

С начала 1980-х Сотников стал участвовать в выставках и стоял у истоков движения, инициированного Тимуром Новиковым. Иван Сотников присутствовал при рождении «ноль-объекта»: на выставке «неофициальных» художников в ДК имени Кирова в 1982 году Тимур Новиков атрибутировал в качестве нового произведения искусства прямоугольный вырез в экспозиционном стенде — на ставшей знаменитой фотографии двое художников запечатлены в новооткрытом пространстве по другую сторону «нуля». Итогом всей этой активности стало создание группы «Новые художники», которую Новиков и Сотников вместе с единомышленниками основали в 1982 году.

Фигура и искусство Ивана Сотникова объединяла и даже примиряла две самые известные художественные группировки петербургского искусства 1980–1990-х годов — «Новых художников» и «Митьков», а раскованность и бесшабашность его живописного таланта передавала первоначальный дух русского авангарда. Городские пейзажи, которые он писал всю свою жизнь, были безошибочно узнаваемыми, точными в своей простоте и тонкими по цвету. Создал Сотников и «черные машины», лихо разъезжавшие на многих полотнах «Новых художников», и превратившиеся в пиктограмму «елочки».

В 1996 году Иван Сотников принял сан и под именем отца Иоанна служил в отдаленных приходах Ленинградской области. В 2002–2006 годах он обучался в Православном Свято-Тихоновском богословском университете в Москве, но затем вышел за штат. В конце 2014 года Иван Сотников перенес тяжелую онкологическую операцию на головном мозге, эта болезнь и стала причиной смерти.

Сотников участвовал во множестве выставок, его произведения хранятся в главных российских музеях. Выставка художников во главе с Иваном Сотниковым «Битва с белочкой» в петербургской галерее Navicula Artis получила Премию имени Курёхина как лучший кураторский проект 2013 года. Иван Сотников ценил и собирал произведения наивных художников в жанре «лебединой живописи»; прошедшей весной состоялась выставка практически уникального художественного и этнографического материала из его собрания — «Народная фотоикона советского времени» в петербургской Библиотеке книжной графики. В последние годы Сотников проводил время и работал в Черногории — в сентябре 2015 года выставка его пейзажей прошла в Доме художника DAS в Которе. Ретроспектива художника, которая в этом году готовится в петербургском Новом музее, станет посмертной.

19 ноября в храме святителя Петра, митрополита Московского пройдет заупокойная служба. Иван Сотников будет похоронен на территории храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+