Южные варвары снова в строю

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

Ранее неизвестные японские ширмы впервые демонстрируются после кропотливой работы по их восстановлению. Рисунки чернилами на бумаге рассказывают об установлении торговых связей между Востоком и Западом в XVI веке

Отреставрированная ширма Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600), авторство которой приписывается японскому художнику Кано Наидзэну, на выставке в Бостоне
Отреставрированная ширма Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600), авторство которой приписывается японскому художнику Кано Наидзэну, на выставке в Бостоне

Две только что отреставрированные японские ширмы XVI века вошли в число ключевых экспонатов на выставке в Музее изящ­ных искусств в Бостоне, посвященной влиянию Азии на искусство колониальной Америки, начавшемуся в XVI веке. Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600) — пара ширм, авторство которых приписывается Кано Наидзэну. Каждая из них —  рисунок на бумаге, состоящий из шести секторов: на них чернилами, пигментами и золочением изображены прибывшие в Азию португальские купцы. На одной ширме они показаны в Японии, а на другой в Китае — художник изобразил эту страну, в которой никогда не бывал, такой, какой она ему представлялась в фантазиях.

Поначалу «южными варварами» японцы называли только жителей Южной и Юго-Восточной Азии, но когда в 1540-х годах португальцы вступили с Японией в торговые отношения, это название распространилось и на них. «Эти рафинированные изображения помогают нам представить то время, когда торговые связи между Востоком и Западом были еще на самой ранней стадии», — говорит Деннис Карр, куратор коллекций декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

В середине XVI века португальцы экспортировали из Китая, Индии и Японии разные «экзотические» товары, в том числе перец и бело-синий фарфор. «Ширмы находились в частной коллекции в Японии, и об их существовании не было известно, так что их появление на рынке стало большим событием», — говорит Карр. В 2011 году на нью-йоркском Christie’s за $4,8 млн ширмы приобрел  коллекционер, предоставивший их бостонскому музею на выставку.

По словам Филипа Мередита, реставратора японской живописи, ширмами уже занимались около 200 лет назад. «Основы свитков и ширм со временем ломаются; это нормально и не зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживали, — говорит он, сравнивая их с кожаными переплетами старинных книг. — Их желательно заменять каждые 100 лет».

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+