18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Южные варвары снова в строю

№38
Материал из газеты

Ранее неизвестные японские ширмы впервые демонстрируются после кропотливой работы по их восстановлению. Рисунки чернилами на бумаге рассказывают об установлении торговых связей между Востоком и Западом в XVI веке

Две только что отреставрированные японские ширмы XVI века вошли в число ключевых экспонатов на выставке в Музее изящ­ных искусств в Бостоне, посвященной влиянию Азии на искусство колониальной Америки, начавшемуся в XVI веке. Прибытие южных варваров по торговым делам (ок. 1600) — пара ширм, авторство которых приписывается Кано Наидзэну. Каждая из них —  рисунок на бумаге, состоящий из шести секторов: на них чернилами, пигментами и золочением изображены прибывшие в Азию португальские купцы. На одной ширме они показаны в Японии, а на другой в Китае — художник изобразил эту страну, в которой никогда не бывал, такой, какой она ему представлялась в фантазиях.

Поначалу «южными варварами» японцы называли только жителей Южной и Юго-Восточной Азии, но когда в 1540-х годах португальцы вступили с Японией в торговые отношения, это название распространилось и на них. «Эти рафинированные изображения помогают нам представить то время, когда торговые связи между Востоком и Западом были еще на самой ранней стадии», — говорит Деннис Карр, куратор коллекций декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

В середине XVI века португальцы экспортировали из Китая, Индии и Японии разные «экзотические» товары, в том числе перец и бело-синий фарфор. «Ширмы находились в частной коллекции в Японии, и об их существовании не было известно, так что их появление на рынке стало большим событием», — говорит Карр. В 2011 году на нью-йоркском Christie’s за $4,8 млн ширмы приобрел  коллекционер, предоставивший их бостонскому музею на выставку.

По словам Филипа Мередита, реставратора японской живописи, ширмами уже занимались около 200 лет назад. «Основы свитков и ширм со временем ломаются; это нормально и не зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживали, — говорит он, сравнивая их с кожаными переплетами старинных книг. — Их желательно заменять каждые 100 лет».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+