18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тройка, семерка, туз. Пиковая дама раскрывает карты

С 19 ноября по 14 февраля в Шереметьевском дворце Петербурга пройдет выставка "Серебро и золото Пиковой дамы" – этот проект VI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» из собраний Музея театрального и музыкального искусства и Эрмитажа посвящен княгине Наталье Петровне Голицыной (1744–1837), урожденной графине Чернышевой, знаменитой пушкинской графине Анне Федотовне из Пиковой дамы.

Ее жизнь выглядела бы легендой, если б не десятки мемуарных свидетельств. Princesse Moustache (фр. «усатая княгиня») — властная домоправительница, которая держала мужа, боевого офицера, за дворецкого, устраивавшая праздники для крепостных с угощениями и фейерверками. По воспоминаниям Владимира Соллогуба, «в городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловною властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».

Когда Голицына стала плохо видеть, для нее отпечатали игральные карты увеличенного размера — вещь невиданная при государственной карточной монополии. Не этот ли случай вдохновил Пушкина? Главный хит выставки — золотая медаль с профилем Екатерины II, первый приз «Придворной карусели», который получила юная графиня Чернышева. Позже в своих мемуарах Моя судьба — это я она напишет: «Чтобы получить первый прейс, надобно было выполнить то, что я собираюсь перечислить: сломать ланцу (колющее копье) о кинтану (столб, мишенью которого была голова Медузы), выстрелить из пистолета в мишень, каковую изображала голова медведя, и попасть в цель между ушами оного, бросить жавелот (дротик) и проколоть язык льва, подхватить шлем, помещенный на небольшое возвышение, отрубить голову гидры и догнать катящееся кольцо».Именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Голицыной во Франции для дочери Софьи, был приобретен Эрмитажем на аукционе Christie’s в 2011 году.

В портретную галерею выставки вошли портрет графа Миниха — главного судьи «Придворной карусели», созданный Иоганном Штенглином, портрет Дмитрия Голицына, героя Отечественной войны 1812 года. Саму Голицыну в разные годы изображали Уильям Петер, Бенуа Митуар, неизвестные граверы и художники ее времени.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+