18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вторая жизнь Музея Пикассо

№38
Материал из газеты

После масштабной реновации парижский музей представляет новую программу выставок с акцентом на современное искусство. Новый директор предполагает проводить каждый год две большие выставки — мэтра contemporary art и молодой восходящей звезды

Через год после торжественного открытия обновленного здания Музей Пикассо в Париже вновь преподносит сюрпризы. В честь своего 30-летия здесь впервые представят самую крупную в мире коллекцию работ Пабло Пикассо. Президент музея Лоран Ле Бон старается воодушевить сотрудников и восстановить репутацию учреждения после сомнительной реновации, растянувшейся на пять лет.

Директор планирует устраивать выставку одного молодого и одного признанного современного художника каждый год. С октября француз Рафаэль Денис показывает инсталляцию, отсылающую к теме разграбления предметов искусства фашистами. За ним в марте последует выставка испанского художника Мигеля Барсело.

Ле Бон хочет найти новых партнеров и сделать коллекцию более узнаваемой. Раньше среди кураторов музей «славился жадностью», ревностно оберегая свои экспонаты. Впервые за его историю 50 работ отправились в нью-йоркский Музей современного искусства на выставку Скульптура Пикассо. В свою очередь, МоМА в марте отправит в Париж работы из собственного собрания, которые войдут в ретроспективу, посвященную бронзам художника.

Лоран Ле Бон также планирует делать две большие выставки в сезон. В 2017 году он обещал представить экспозицию, посвященную Ольге Хохловой, первой жене Пикассо, которую мастер запечатлел в своих рисунках в стиле Энгра (раньше они не были оценены искусствоведами по достоинству). Следующая экспозиция музея будет целиком отдана 1932 году, когда Пикассо делает скульптуру Голова женщины (портрет его возлюбленной Мари-Терез Вальтер), ставшую символом периода «большой эротики». Также на будущий год Ле Бон наметил крупную выставку в партнерстве с Фондом Альберто и Аннет Джакометти, где впервые будут проводиться параллели между работами Пикассо и Альберто Джакометти.

Показ новой постоянной коллекции — первая инициатива Лорана Ле Бона после скандального увольнения с поста директора музея в прошлом году искусствоведа Анны Бальдассари (в рамках неофициального соглашения с музеем Бальдассари уже после своего ухода занималась дебютной выставкой после повторного открытия музея).

Пересмотр коллекции был сделан, чтобы показать, что «Пикассо — исследователь и ученый, а не бренд», объясняет Ле Бон. «Мы хотим, чтобы люди, попадая в его студию, видели личность, человека, видели всю его повседневную жизнь». На выставке, занимающей 40 залов, представлено около 1 тыс. объектов, в том числе 400 открыток, писем и газетных вырезок. На первом этаже музея кураторы постарались воссоздать дух и атмосферу эпохи, в которую жил художник, выставив, например, пару крошечных проволочных скульптур и открытку от Сальвадора Дали. Хронологическая экспозиция на втором этаже начинается с прибытия Пикассо в Париж в 1900 году и завершается его ретроспективой в Авиньоне в 1973-м.

Верхние этажи — тематические: одна галерея посвящена политической жизни Пикассо, другая рассказывает историю его взаимоотношений с моделями, дружбы с художниками Жоаном Миро и Анри Матиссом. Новая экспозиция призвана проиллюстрировать «рабочий процесс художника, сделав архивы центром выставки, связав их со скульптурами и картинами», говорит Ле Бон. Коллекция музея, которая досталась ему от семьи и Фонда Пикассо, включает в себя почти 5 тыс. произведений искусства и 200 тыс. архивных документов.

Публика с энтузиазмом открывает для себя великого мастера современного искусства во дворце, носящем его имя. За прошедший год здесь побывало почти 1 млн посетителей. Причем 70% из них — французы, и это замечательный показатель для национального музея (70% посетителей Лувра — иностранцы).

Тем не менее непродуманная реновация, ставшая причиной увольнения Бальдассари, оказывается большим препятствием в перепланировке экспозиции. Пока на территории нет офиса для дирекции и персонала, а прилегающее здание еще на реконструкции. Также нет отдельной выставочной галереи или пространства для промежуточного хранения работ, а кафе и лекторий недостаточно большие для музея такого формата.

Стиль управления Лорана Ле Бона выгодно отличается от методов его предшественницы, критикуемой за чрезмерную авторитарность. Он «обсуждает основные аспекты организации выставки и экспозиции с сотрудниками, и каждый из нас курирует свой раздел», рассказывает Эмили Бювар, одна из четырех кураторов музея.

Материалы по теме:
Хобби каталонца
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+