18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За Григорьева отвечают Сапунов и Кустодиев

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга 2 ноября продолжилось слушание дела о поддельной работе Бориса Григорьева «В ресторане», обвиняемой по которому проходит искусствовед Елена Баснер.

Заседание началось с приобщения к материалам уголовного процесса документов из гражданского дела 2011 года, ответчиком по которому выступал издатель Леонид Шумаков, истцом — коллекционер Андрей Васильев, а третьим лицом — Елена Баснер. Тогда Васильев просил признать сделку 2009 года по приобретению картины «В ресторане» незаконной как совершенную под влиянием заблуждения и требовал взыскать с Шумакова $250 тыс. Однако Васильев, обратившийся в суд более двух лет спустя, не предоставил надлежащих доказательств того, что был введен в заблуждение, и в иске было отказано за истечением сроков давности; также была отклонена апелляционная жалоба.

Продолжавшееся три часа заседание по инициативе стороны обвинения было посвящено изучению содержимого системных блоков двух компьютеров Елены Баснер. В них — материалы к экспертизам, которые делала Елена Баснер в качестве сотрудника аукционного дома Bukowskis: фотографии картин, рабочие планы, черновики заключений. За многие годы искусствовед собрала огромный электронный архив иллюстративного материала — старые газеты, журналы, каталоги: всего в компьютере нашлось 507 (не считая вложенных) папок с фотографиями, сделанными самой Баснер или по ее просьбе. В их числе и «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева — наиболее полный прижизненный источник по творчеству Бориса Григорьева. В компьютерах были найдены также многочисленные фотографии произведений Григорьева, сделанные Баснер в Государственной Третьяковской галерее, Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и частном собрании, где в 2011–2012 годах она искала подтверждения своему убеждению в подлинности принесенной ей работы «В ресторане». Про фото «Парижского кафе» из собрания Государственного Русского музея, которое в августе 2011 года ей принес Андрей Крусанов, Елена Баснер сказала: «Я всегда обращала внимание на этот розовый мазок, заходящий на перчатку».

В 2007 году Баснер в качестве эксперта аукционного дома на уровне знаточеского анализа, позднее подтвержденного радиологическим исследованием, дала отрицательное заключение о подлинности работы «Мальчик» за авторством Григорьева. «Мальчик» происходил из стокгольмской коллекции Владимира Белевича — его в начале 2007 года тогдашний владелец аукционного дома Густаффсон представил Баснер как одного из своих клиентов. Из того же источника происходила работа Николая Сапунова «Театр»; Елена Баснер ошибочно признала ее подлинной на основании визуального анализа и признает свою ошибку. Работа с сертификатом была продана с аукциона в Стокгольме московскому коллекционеру Марии Юсуповой, затем химический анализ показал наличие фтолоцианиновых пигментов, появившихся в конце 1930-х годов. Позднее схожая композиция, атрибутированная Сергею Судейкину, была найдена Еленой Баснер в каталоге собрания Петра Авена. В апреле 2009 года в Петербурге эксперту принесли работу Николая Калмакова 1908 года в очень плохой сохранности — под названием «Похищение» она была воспроизведена в журнале «Солнце России», что позволило дать положительное заключение. Всего за время работы Еленой Баснер было выполнено несколько десятков экспертных заключений.

Как эмоционально выразилась судья, Судейкин, Сапунов, Калмаков «к нашей истории отношения не имеют» и из уважения к участникам процесса она вынуждена терпеть, пока сторона обвинения не предъявит свои доводы. Пострадавший Андрей Васильев в вопросах, обращенных к Елене Баснер, делал сложные обвинительные умозаключения и в результате сам был вынужден отвечать на серию вопросов одного из адвокатов Баснер Марины Яниной.

«Мы находимся в папке „Лена“», — сказал прокурор, открывая файлы на втором компьютере подсудимой, где был найден текст экспертного заключения 2007 года, признающего подлинность работы Бориса Кустодиева «Осень», позднее вошедшей в каталог подделок, изданный Росохранкультурой. Елена Баснер была растеряна: раньше она утверждала, что не занималась работой Кустодиева, поэтому появление такого заключения не смогла пояснить.

В финале заседания сторона обвинения предъявила выписку из ЕГРЮЛ, согласно которой Владимир Белевич является одним из учредителей занимающегося оптовой торговлей ООО «МТБ», а среди соучредителей встречается имя Муслима Сабирова, который приносил работу «В ресторане» на экспертизу в Центр Грабаря в 2009 году. По мнению обвинения, это обстоятельство связывает всех лиц в данном деле, но судья отказалась приобщить документ: с такой мотивировкой его невозможно отнести к предмету доказывания. Надо напомнить, что Елена Баснер не знает Сабирова, который до сих пор не был найден и допрошен.

Рассмотрение дела продолжится 11 ноября: процесс набрал уверенный темп, и ближайшие слушания будут проходить каждую неделю.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+