18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

XXXIV Российский антикварный салон

№12
Материал из газеты

Критический реализм, или Почему XIX век на российских антикварных салонах так близок «бизнесмену, чиновнику, казнокраду»

Российские антикварные салоны — главное событие отечественного рынка. Это не реклама. Воскресший Московский международный салон изящных искусств, который после перерыва вновь состоялся в столице в декабре 2012 года, не может отражать состояние художественной коммерции; и приезжие и местные участники лишь тестируют спрос, отчасти пытаются формировать его предложением (например, импрессионизма). На Российском антикварном салоне наоборот: он плоть от плоти нашего рынка со всеми его перекосами и странностями, он чутко реагирует на потребности покупателей и одновременно мастерски моделирует их. Российские антиквары знают своего клиента как облупленного: на среднем ценовом уровне это «бизнесмен, чиновник, казнокрад», на высшем — «олигарх, депутат» (из маркетингового исследования, заказанного организаторами). Кажется, продавцы не слишком высокого мнения о своих покупателях, последние отвечают взаимностью. Однако первые и вторые неизменно и радостно встречаются дважды в год в Центральном доме художника.

Последние десять лет, после того как Российский антикварный салон распростился с состоянием базара и вступил в состояние art fair, его организаторы приветствуют появление все новых и новых направлений, ответвлений от главного потока — искусства XIX века, «классической русской живописи» — вроде бы исчерпанного, немодного, с подмоченной репутацией искусства. В нынешнем году таким ответвлением стала фотография, которая будет показана на Антикварном салоне впервые. Или маргинальное направление коллекционирования — художественно оформленные меню (спецпроект Салона, из частной коллекции Сергея Устинова). Или произведения зарубежных старых мастеров, которые вливаются в пустующую нишу истории старого русского искусства. Что это — лишь побеги, ветки на мощном стволе коллекционирования русского искусства XIX столетия, которое по-прежнему составляет основу оборота на внутреннем антикварном рынке, или его новое основное содержание?

Но на самом-то деле классический XIX век наверняка останется базой нашего рынка. Чтобы доказать это, достаточно просто прийти на Антикварный салон. Да, сейчас тут все больше мастеров ХХ века; однако множество антикваров показывают именно XIX век — в передвижническом ли, в академическом ли изводе. Им заполнены солидные стенды продавцов, которые не стремятся к широкой публичности: их покупатели шумихи не любят. А имеющиеся в силу исторических обстоятельств лакуны: легкие, декоративные жанры с дамами и кавалерами, небольшие пейзажи и натюрморты а-ля старые мастера — заимствуются из европейского искусства.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+