18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Соцреализм с новым акцентом. Большой стиль большой эпохи

4 ноября в Манеже откроется масштабный выставочный проект «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 гг.»

Выставка, организованная Музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры России, включает лучшие из произведений соцреализма периода его расцвета. Восемьдесят хрестоматийных работ из ведущих музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, РОСИЗО, Государственный исторический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, собраны в одном месте. Отбором занималась куратор Зельфира Трегулова, в феврале этого года занявшая пост директора Третьяковской галереи, один из самых опытных специалистов по искусству соцреализма. Художественное оформление выставки взяли на себя театральный режиссер Эдуард Бояков и главный художник «Первого канала», архитектор Wowhaus Дмитрий Ликин. Выставочное пространство будет выглядеть нарочито театрально, по образцу архитектуры «большого стиля»: 12 экспозиционных залов выстроены по принципу центрально-осевой симметрии, лежащей в основе и самого громкого архитектурного проекта сталинской эпохи, так и оставшегося неосуществленным, — Дворца Советов. Образ вождя, праздничные демонстрации, спортивные праздники, индустриализация, авиация, Великая Отечественная война — все стороны жизни того времени нашли здесь свое отражение. Редкая выставка может похвастать таким количеством шедевров соцреализма: в одном зале соседствуют «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Александр Невский» Павла Корина, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать партизана» Сергея Герасимова.

У соцреализма в постсоветское время сложилась довольно любопытная выставочная судьба. Один из первых его показов после падения железного занавеса случился в Нью-Йорке. В 1993 году выставку «Выбор Сталина: советский социалистический реализм 1932–1956» организовали в нью-йоркской галерее P.S.1. Кураторами выступили Иосиф Бакштейн, а также Борис Гройс и Алана Хейс с американской стороны. Соцреализм тогда впервые представили на Западе в авангардной галерее не в качестве официального стиля, пропагандирующего государственную доктрину. Пропагандистские сюжеты утратили свое значение и начали восприниматься в качестве безобидной экзотики вроде шапок-ушанок и ремней с советской государственной символикой, которые свободно продавались на Арбате, дополняя набор туриста «балалайка, водка, матрешка». Специалистам же выставка демонстрировала новый взгляд на соцреализм, принадлежавший Борису Гройсу, выпустившему незадолго до этого книгу Gesamtkunstwerk Stalin, где он выступал как логическое завершение авангарда. Следующей вехой в осмыслении соцреализма стала выставка «Коммунизм — фабрика мечты. Визуальная культура сталинского времени», кураторами которой были Борис Гройс и Зельфира Трегулова. Выставка открылась в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на-Майне в 2003 году. И там соцреализм встретился со своим «безумным двойником» — соц-артом. Расширили и временной срез соцреализма, начав отчет с середины 1920-х. Тогда Гройс выдвинул идею идеологического сходства официального советского стиля и поп-арта, советской версией которого считается соц-арт. Согласно Гройсу соцреализм использовал те же механизмы воздействия на общественное сознание, что и реклама, но в целях политической пропаганды, а не продвижения товара.

Нынешняя выставка в Манеже демонстрирует еще один этап в осмыслении соцреализма. Прежде всего предлагается реабилитировать «художественные достоинства» главного советского стиля. Хотя, конечно, человек, мало-мальски интересующийся искусством, вряд ли будет отрицать художественные достоинства полотен Дейнеки, Пименова, Петрова-Водкина, Лабаса и других художников, работавших в советскую эпоху. Более программным выглядит намерение кураторов реабилитировать сам советский миф, его пафос жизнестроительства.

«И вот что вижу, вот что очевидно для меня: это время — не только время страха и насилия. Это время невероятной силы. Невероятной энергии. Невероятных, романтических надежд, — пишет в своем блоге Эдуард Бояков. — И наши деды и прадеды этими надеждами жили. Собственно, и страну они спасли за счет этой энергии и этой веры. Не за счет страха, а за счет этого мифа. Не видеть и не понимать это — значит закрыть связь с прошлым, а это самое страшное для человека». Видимо, такому пониманию мифа выставка обязана появлением в названии слова «романтический».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+