18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рантье от своего искусства

№37
Материал из газеты

УПРАВИС начало бороться за права художников и организует круглый стол на XXXIX Российском антикварном салоне

Сотни художников прошлого умерли в нищете, пока их картины перепродавались дилерами с изрядной прибылью. Живые художники, особенно российские, не в лучшей ситуации: их работы не то чтобы все время перепродаются, да еще с прибылью, но все же некоторый оборот на вторичном рынке современного искусства наблюдается. Произведения меняют владельцев, а автор не получает никакого вознаграждения. Конечно, непросто заставить продавцов расстаться с частью прибыли. Однако теперь у российских художников появился шанс сделаться рантье от собственного искусства.

Право следования, позволяющее художнику или его наследникам получать процентное отчисление от цены каждой перепродажи, зафиксировано в российском законодательстве давно, но в практическую фазу этот закон вступил только в 2008 году, когда были утверждены правила и размеры выплаты и при Росохранкультуре аккредитована специальная организация, которая должна такие выплаты собирать и распределять, — УПРАВИС (некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства).

Старт был не самым благоприятным: в течение года УПРАВИС пыталось вести с продавцами искусства переговоры для заключения с ними договоров, в чем успеха не достигло. В 2010 году Росохранкультура вынесла компании «Экспо-парк», организатору Российского антикварного салона, жесткое предупреждение, которое касалось — учитывая, что право следования работает на протяжении жизни автора и еще 70 лет после его смерти, — всех арт-дилеров, занимающихся искусством XX века и которым надлежало подписать соглашения с УПРАВИС. В 2011 году Росохранкультура была упразднена (ее функции переданы Министерству культуры РФ), и наступило долгое затишье.

В декабре 2013 года парт­нерство УПРАВИС получило повторную аккредитацию сроком на десять лет и вот теперь приступило к активной деятельности. Состав людей, работающих в этой организации, полностью сменился, и ситуация становится более прозрачной. К тому же УПРАВИС вступило в ассоциацию CISAC, объединяющую организации по защите авторских прав по всему миру, и заключило партнерские соглашения с десятком аналогичных национальных организаций. Так что теперь может представлять права российских художников за рубежом и заодно обмениваться с западными коллегами опытом.

Тамошний размах, конечно, впечатляет. Например, как рассказал глава шведского общества по коллективному управлению правами в сфере искусства BUS Матс Линдберг, в прошлом году они собрали 15 млн крон (притом что население Швеции всего 10 млн), которые были распределены между примерно 2 тыс. авторов. Интересно, что, если получатели денег не найдены, средства перераспределяются на разные культурные нужды. Около 15% сборов шведская организация оставляет себе, на административные рас­ходы.

Доходов у УПРАВИС пока нет никаких, потому и о расходах речь не идет. Мнения участников рынка по поводу деятельности организации расходятся, но как минимум равнодушным не остается никто.

«Мы не сторонники репрессий. Но в суд подать можем»

Эрик Вальдес-Мартинес
Глава международного отдела УПРАВИС (Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства, Россия)

Когда общество впервые испытало потребность во введении права следования?

В 1860 году художник барбизонской школы Жан-Франсуа Милле продал свою работу Ангел Господень за 1 тыс. франков. Картина часто меняла владельцев, и через 30 лет ее цена выросла до 750 тыс. франков — в то время как наследники художника жили в чрезвычайной бедности. Эта история легла в основу идеи закрепления права следования (права перепродажи) на законодательном уровне. В 1920 году право следования было законодательно закреплено во Франции, в 1948 году подтверждено международной Бернской конвенцией.

За счет чего финансируется УПРАВИС?

Как ни странно, с нами работает много волонтеров из смежных областей авторского права, которые помогают нам раскрутиться. Пока о каком-то специальном финансировании речи не идет.

Сколько договоров заключено?

В настоящее время у УПРАВИС заключено около 100 договоров с художниками или их наследниками (например, с потомками Зинаиды Серебряковой). И гораздо меньше с продавцами, которые должны отчислять деньги от перепродаж произведений. Среди последних, например, галерея «Триумф» или аукционный дом «Кремлевский». В целом же продавцы искусства продолжают придерживаться принципа «может, рассосется».

А сами художники как воспринимают возможность заключения договора? Радуются?

Не всегда. Многие опасаются, что, если они заключат договор с нами, галереи не захотят с ними работать, побоятся дополнительных расходов. Поэтому ближайшая задача — информационная, мы запланировали множество мероприятий, цель которых — объяснить, зачем создана наша организация и как она работает.

Какими резервами располагает УПРАВИС для интенсификации процесса?

Мы не сторонники репрессий и стараемся все решать в ходе переговоров. И первые плоды такой политики — то, что продавцы искусства готовы говорить с нами и предоставили нам площадку на Российском антикварном салоне. Но, если рассуждать теоретически, судебные процессы возможны, и художники (или их наследники), заключившие с нами договор, могут проситьнас представлять их в суде.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+