18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Вот». Выставка Эрика Булатова в Лондоне

Это вторая выставка художника, открывшаяся спустя более чем 25 лет после дебюта, состоявшегося в 1989 году в Лондоне в Институте современного искусства.

Кураторами проекта выступили Симон де Пюри, в прошлом президент отдела европейской живописи Sotheby’s и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury, и Кася Кульчук, куратор, специалист по современному искусству Фонда Кульчук. Вместе они отобрали для экспозиции более 30 недавно созданных Эриком Булатовым работ, среди которых рисунки на бумаге и подготовительные наброски, как из собрания художника, так и из частных коллекций.

Симон де Пюри не преминул отметить, что является поклонником работ Булатова с того самого судьбоносного момента, когда ему выпала честь проводить самый первый аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году. Кася Кульчук, в свою очередь, заявила, что видит задачу фонда в том, чтобы организовывать выставки художников, известных в Восточной Европе, но не в Лондоне. «Мы очень надеемся, что публика, не знакомая с произведениями Булатова, откроет для себя этого художника и по достоинству его оценит», — прокомментировал Симон де Пюри.

Чем же «Вот» в Лондоне отличается от одноименной выставки, прошедшей в Государственной Третьяковской галерее осенью 2006 года? Во-первых, отсутствием ретроспективного элемента, хотя на экспозиции представлены классические булатовские произведения «Входа нет» (1975), «Перестройка» (1989) и, собственно, «Вот» (2001). Во-вторых, как пояснил сам художник, задача данного проекта состоит в том, чтобы показать, что он делает на данный момент и «что произошло за время после первой лондонской выставки». Булатов также отметил, что Лондон очень сильно изменился с 1989 года: тогда «город был в некоем упадке, а сейчас чувствуется живая энергия, живой город; а то, как изменился я за это время, собственно говоря, и должна продемонстрировать выставка».

В данной экспозиции есть несомненный элемент самоисследования, самоанализа, о котором свидетельствует первый за 40 лет «Автопортрет» Булатова, созданный в 2011 году. Если в раннем «Автопортрете» 1970-х годов художник пытается «спрятаться за очертаниями фигуры Рене Магритта», то теперь все иначе. «На этой картине я не прячусь, но встречаюсь с собой лицом к лицу. В этом портрете есть некая абсурдность. Мой любимый художник — Фра Анджелико, и, пожалуй, здесь чувствуется его подспудное влияние, хотя бы в том, как моя фигура вписана в арку. На этой картине свет исходит из самой композиции и направлен к зрителю. А в предыдущем автопортрете свет исходит извне и направлен на саму композицию», — поясняет он.

Среди прочих свежих работ Эрика Булатова можно упомянуть «Мостик» (2015) — дань Булатова одноименной картине Исаака Левитана, тревожные всполохи полотна «Bonne Année / С Новым годом» (2015), где автор размышляет о будущем России и Франции. От тяжких дум зрителя может отвлечь картина «Утро в Москве» (2013), написанная в специфической булатовской технике карандашом по холсту (закончив картину карандашом, он частично покрывает холст слоем краски).

Что же значит «Вот» в нынешнем контексте, Эрик Булатов пояснил так: «„Вот“ в русском языке — слово многослойное, многосложное; его невозможно однозначно определить. Но оно указует, что что-то показывается: вот его работы, вот некое событие». Несомненно, событие состояло и в том, что в прекрасном зале XIX века (выставка проходит в старинном здании Фонда Кульчук) под произведением Булатова «Картина и зрители» (2011–2013), представляющем собой «завершенную» стадию картины Александра Иванова «Явление Христа народу», состоялась беседа художника с известным куратором Хансом Ульрихом Обристом — своеобразное явление Булатова не только русской, но и английской публике, среди которой было немало коллекционеров и музейщиков.

Эрик Булатов — один из самых известных и дорогих российских художников современности. Его работы выставлялись в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году, в Бильбао — в 2006 году. Он единственный русский художник, произведения которого побывали на выставках в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, в Музее современного искусства Парижа.

Однако Симон де Пюри не желает останавливаться на достигнутом и лелеет поистине наполеоновские планы: «С того самого момента, когда в середине 1980-х годов я впервые посетил мастерскую Эрика в Москве, я нахожусь под большим впечатлением от мощи и утонченности, одновременно исходящей от его работ. Я считаю его художником, по силе дарования не уступающим таким европейским и американским мастерам, как Герхард Рихтер и Эд Руша. Тем не менее в Тейт нет ни одной его работы — факт, который, я надеюсь, будет со временем исправлен. С точки зрения рынка искусства работы Булатова до сих пор значительно недооценены».

Фонд Кульчук
Лондон, Графтон-стрит, д. 3

До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+