Три выставки недели

Владимир Дубосарский  и Александр Виноградов. Spalding
Владимир Дубосарский  и Александр Виноградов. Spalding

Историко-художественная экспозиция, посвященная Борису Годунову, в Московском Кремле, ретроспектива классика русского пейзажа Николая Ромадина в Русском музее в Санкт-Петербурге, юбилейная выставка выпускников московского Училища памяти 1905 года на ВДНХ.


Выставка «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси», открывшаяся в Музеях Московского Кремля, не просто посвящена одному из самых легендарных царей в русской истории. Около 150 уникальных экспонатов, датируемых временем его правления, рубежом XVI–XVII веков, происходят из ведущих российских музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, — это помимо богатого собрания самих Музеев Кремля. Они призваны восстановить в глазах зрителя подлинную историю жизни и личности Годунова, по сей день окруженной разными мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего Бориса убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов уже опровергнуты, в том числе и этот, кровавый. Однако мало кто, кроме специалистов, знает, что Годунов, например, покровительствовал искусствам: строил храмы, поощрял иконопись, поддерживал декоративно-прикладные мануфактуры. Двор его был тоже великолепен, как никогда раньше, украшенный и заморскими дарами, и предметами интерьера. Всему сказанному свидетельство — представленные в экспозиции трон царя, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, богато иллюстрированные рукописи и многое другое. До 31 января.


Классик советского искусства Николай Ромадин (1903–1987) считается одним из самых достойных продолжателей богатых традиций русской пейзажной живописи. Пройдя в 1920-е годы блестящую школу во Вхутемасе, где его учителями были Древин, Фальк, Машков, он работал виртуозно, без предварительного рисунка, точным мазком и богатой цветовой палитрой, в лучших традициях импрессионизма. Его полотнами восхищался Константин Паустовский, назвав их «поэмами о России». И трудно с ним не согласиться, настолько картины Ромадина, будь то пейзажи Поволжья, лесные озера Севера или сказочные зимние поляны Подмосковья (художник с этюдником объездил всю Россию), наполнены тем особым лиричным настроением, которым отличаются и произведения больших отечественных мастеров, которых он считал своими учителями в искусстве: Александра Древина, Ильи Репина, Николая Крымова, Михаила Нестерова. В выставку, которая открылась в Государственном Русском музее, вошло около 70 произведений Ромадина разных периодов его творчества из собраний самого музея-устроителя, московского фонда IN ARTIBUS и частных коллекций. До 30 ноября.


Московское академическое училище памяти 1905 года в этом году отмечает свое 90-летие. Отмечает, как положено, выставкой, название которой — «Традиции и современность» — говорит само за себя. Первая часть выставки, открывшейся на ВДНХ в просторном павильоне «Карелия», демонстрирует метод преподавания в училище — живописью и рисунком из фондов, собравшихся за последние 80 лет. Во втором разделе представлены работы мэтров отечественного искусства, биография которых так или иначе связана с училищем: это его знаменитые выпускники и преподаватели, среди которых имена художников разных поколений, таких как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Константин и Георгий Тотибадзе, Дмитрий Плавинский и Димитрий Семаков. В заключительной же части экспозиции можно увидеть работы нынешних студентов, достойно продолжающих традиции предшественников. До 1 ноября.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+