18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фульвио Бьянкони — один из авторов летящего стиля 1950-х

№37
Материал из газеты

Впервые публике представлено более 300 его работ из стекла

Имя Фульвио Бьянкони (1915–1996) совсем не так известно, как одно из его знаковых произведений — ваза fazzoletto, или «носовой платок». Созданная в 1949–1950 годах на фабрике Venini, эта серия стала почти синонимом муранского стекла, настолько популярной и тиражируемой далеко за пределами области Венето, что затмила другие достижения ее автора. Эту несправедливость призвана исправить выставка Фульвио Бьянкони для Venini, подготовленная фондом Fondazione Giorgio Cini совместно с Pentagram Stiftung и представляющая более 300 работ мастера эпохи его сотрудничества с фирмой Venini, пришедшейся на 1950-е и ­1960-е годы. Фонд Чини известен своим академическим подходом к делу — к выставке выпущен каталог-резоне. А сама выставка — уже четвертая в амбициозном «стеклянном» проекте фонда Le Stanze del Vetro, задуманном для того, чтобы вписать имена итальянских мастеров стекла ХХ века в историю мирового искусства. По убеждению куратора выставки Марино Баровьеры, хотя сегодня многие современные художники и работают со стеклом, среди них нет таких блистательных фигур, способных изобрести новые формы, каким был Бьянкони.

Успешный книжный иллюстратор, дизайнер и карикатурист занялся стеклом почти случайно. Он приехал на Мурано проследить за изготовлением флаконов для духов по его эскизам. И увлекся. Вдохновленный успехом ваз-«платочков», он придумал еще множество серий: вазы-«заплатки», вазы-«шотландцы» (в яркую клетку), «русалки», прозрачные вазы с морской живностью. Все они отличаются легкостью, асимметрией, импровизацией, как будто танцуют твист, и в них виден «летящий» стиль, юмор и энтузиазм 1950-х.

Талант Бьянкони как карикатуриста виден в его сериях миниатюрных фигурок: это и анималистическая серия фантастических животных Шагал (он не скрывал своего восхищения Марком Шагалом), и Тьеполо — шесть фигурок молочного стекла по мотивам росписей в венецианском палаццо Ка’Реццонико, и серия Комедия дель арте со встающим на мостик Панталоне. Интерес к персонажам народного театра сближает Бьянкони с его современником режиссером Джорджо Стрелером, в это же время поставившим своего легендарного Арлекина; серии Музыканты и Гротески заставляют вспомнить фильмы Федерико Феллини; а Цирк имеет параллели с одноименной проволочной серией Александра Колдера. Впрочем, Бьянкони не чурался и уличных типажей, что видно по его Битникам. В мемуарах он писал: «В детстве, когда я смотрел, как дедушка варит кофе в неаполитанской кофеварке, мне хотелось создать что-нибудь такое же прекрасное». Очевидно, что ему удалось даже превзойти дедушкину кофеварку. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+