18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фульвио Бьянкони — один из авторов летящего стиля 1950-х

№37
Материал из газеты

Впервые публике представлено более 300 его работ из стекла

Имя Фульвио Бьянкони (1915–1996) совсем не так известно, как одно из его знаковых произведений — ваза fazzoletto, или «носовой платок». Созданная в 1949–1950 годах на фабрике Venini, эта серия стала почти синонимом муранского стекла, настолько популярной и тиражируемой далеко за пределами области Венето, что затмила другие достижения ее автора. Эту несправедливость призвана исправить выставка Фульвио Бьянкони для Venini, подготовленная фондом Fondazione Giorgio Cini совместно с Pentagram Stiftung и представляющая более 300 работ мастера эпохи его сотрудничества с фирмой Venini, пришедшейся на 1950-е и ­1960-е годы. Фонд Чини известен своим академическим подходом к делу — к выставке выпущен каталог-резоне. А сама выставка — уже четвертая в амбициозном «стеклянном» проекте фонда Le Stanze del Vetro, задуманном для того, чтобы вписать имена итальянских мастеров стекла ХХ века в историю мирового искусства. По убеждению куратора выставки Марино Баровьеры, хотя сегодня многие современные художники и работают со стеклом, среди них нет таких блистательных фигур, способных изобрести новые формы, каким был Бьянкони.

Успешный книжный иллюстратор, дизайнер и карикатурист занялся стеклом почти случайно. Он приехал на Мурано проследить за изготовлением флаконов для духов по его эскизам. И увлекся. Вдохновленный успехом ваз-«платочков», он придумал еще множество серий: вазы-«заплатки», вазы-«шотландцы» (в яркую клетку), «русалки», прозрачные вазы с морской живностью. Все они отличаются легкостью, асимметрией, импровизацией, как будто танцуют твист, и в них виден «летящий» стиль, юмор и энтузиазм 1950-х.

Талант Бьянкони как карикатуриста виден в его сериях миниатюрных фигурок: это и анималистическая серия фантастических животных Шагал (он не скрывал своего восхищения Марком Шагалом), и Тьеполо — шесть фигурок молочного стекла по мотивам росписей в венецианском палаццо Ка’Реццонико, и серия Комедия дель арте со встающим на мостик Панталоне. Интерес к персонажам народного театра сближает Бьянкони с его современником режиссером Джорджо Стрелером, в это же время поставившим своего легендарного Арлекина; серии Музыканты и Гротески заставляют вспомнить фильмы Федерико Феллини; а Цирк имеет параллели с одноименной проволочной серией Александра Колдера. Впрочем, Бьянкони не чурался и уличных типажей, что видно по его Битникам. В мемуарах он писал: «В детстве, когда я смотрел, как дедушка варит кофе в неаполитанской кофеварке, мне хотелось создать что-нибудь такое же прекрасное». Очевидно, что ему удалось даже превзойти дедушкину кофеварку. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+