18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Борис Годунов. Только подлинная история, без домыслов и мифов

№37
Материал из газеты

Около 150 редких экспонатов расскажут о времени правления русского царя

На выставке в Музеях Московского Кремля, посвященной Борису Годунову (1551–1605), покажут около 150 экспонатов, датируемых рубежом XVI–XVII веков, из ведущих музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Исторического музея. Трон, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, принадлежавшие Борису Годунову, расскажут подлинную, без домыслов историю царя. Ведь личность Годунова по сей день окружена мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего его убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов затем опровергались, в том числе и этот кровавый домысел в его биографии.

По сохранившимся источникам, никогда до Годунова русский двор не был столь великолепен. Царь покровительствовал искусствам: инициировал строительство нескольких храмов, в его правление процветали иконопись, декоративно-прикладное искусство и миниатюра. Постепенно сложился и стиль, получивший позже название «годуновский классицизм».

Однако Борис был не единственным меценатом в роду Годуновых. Его дядя и сестра Ирина, выданная замуж за сына Ивана Грозного Федора, тоже питали слабость к художествам. На выставке впервые широкой публике покажут Годуновскую псалтирь с 600 миниатюрами, которую Дмитрий Иванович Годунов подарил костромскому Ипатьевскому монастырю. Она была выполнена в 1591 году писцом Софронием в Москве.

Не чурался царь и импортных предметов роскоши. Его скипетр и держава были выполнены ювелирами из Западной Европы. Скипетр, скорее всего, происходит из мастерской императора Священной Римской империи Рудольфа II, а держава — произведение златокузнецов южногерманских городов. Трон Годунова был сделан в Персии; обитый персидским бархатом, с цветочно-растительным орнаментом на золотых пластинах, он послужил и его преемникам. Драгоценный кубок, выполненный в Нюрнберге, — свидетель учреждения патриаршества в 1589 году (Борис Годунов, в то время «премьер-министр» при царе Федоре Иоанновиче, стал инициатором основания Московского патриархата и принес в дар первому патриарху Московскому Иову кубок). О происхождении некоторых экспонатов выставки эксперты до сих пор не сошлись во мнении, как, например, в случае со знаменитой шапкой Мономаха. Древнейший царский атрибут датирован рубежом XIII–XIV веков. По одной из версий, шапка Мономаха — это золотая тюбетейка, полученная в дар от Узбек-хана Иваном Калитой и впоследствии увенчанная крестом. По другой — это дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+