18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Что останется за стеной

На фоне горячих обсуждений памятника князю Владимиру, который грозят возвести на Боровицкой площади, по городу поползли слухи о якобы готовящемся сносе исторических построек — и тоже рядом с Кремлем.

Речь идет о зданиях на углу Китайгородского проезда и Варварки, их точный адрес: ул. Варварка, д. 14, стр. 1 и 2. И тот же адрес значится на сайте Творческого производственного объединения «Резерв» — компании, победившей в закрытом конкурсе на проектирование «многофункционального комплекса с гостиницей класса люкс в Зарядье». В 2017 году здесь должна быть введена в строй гостиница Mandarin Oriental — первый в России отель знаменитой сети. Каждый, кто видел хоть один объект Mandarin Oriental в Гонконге, откуда сеть родом, или в любой другой стране, знает: маленьких гостиниц они не строят. А большая здесь уже была.

Показательно, что в ТПО «Резерв» от комментариев на этот счет отказались, заявив лишь, что «проект гостиницы еще не был согласован и находится на доработке». И сослались на заявление Москомархитектуры: «Дома на Варварке и Китайгородскую стену сносить не будут».

Еще не хватало стену ломать! Ее «родной» фрагмент — тот, что ближе к Варварке, — стоит тут с XVI века. Когда-то в Зарядье, между набережной Москва-реки и Варваркой, был живой город — переулки, дома. Те здания, что мы видим, — последние. Те самые, под № 14, строения 1 и 2.

Первое строение, примыкающее к Китайгородской стене, — дом, возведенный в начале XX века в стиле модерн архитектором Жериховым, ныне занятый конторами. Второе строение занимает огромную территорию и уходит крыльями во двор. Кажется, что это постройка советской эпохи, а на самом деле — переделанный при Микояне для нужд Минпищепрома дом страхового общества «Янтарь» (1893, архитектор Иванов). Трехэтажный, позже надстроенный и лишенный роскошного фасада с ризалитами. Однако капитальные стены сохранены.

Как сообщил на условиях анонимности источник TANR, весной 2015 года в связи с предстоящим обустройством парка «Зарядье» обсуждалась судьба обоих зданий. Институт Генплана Москвы по заказу Минкульта РФ (Московский Кремль — памятник федерального значения) разработал проект зоны охраны, ее режим и регламент на весь квартал № 17, и проект получил положительную экспертизу. По нему необходимо сохранить ценные элементы, фасады и объемы зданий. Эту информацию подтвердил один из подписавших документ экспертов — Андрей Баталов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и известный специалист в области древнерусской архитектуры.

Таким образом, легально снести или глобально перестроить здания невозможно. Но вспомним, что реконструкция и новое строительство в охранных зонах вообще запрещены — кроме мер, направленных на регенерацию. Под регенерацией логично понимать восстановление исторической среды, однако понятие это в законе не расшифровано, и здесь возникает лазейка, в которую рассчитывают пролезть — и обычно пролезают — застройщики, возводящие крупные объекты в центре Москвы.

«Можно понимать регенерацию как буквальное восстановление исторических объектов, — комментирует ситуацию наш источник. — Если здесь стоял деревянный сарай, его и надо восстановить. Но есть вторая точка зрения: регенерация — сохранение масштабных, типологических и планировочных характеристик. Не цепляться за каждую малоценную пристройку, возможно, даже пойти на увеличение объемов — незначительное, которое не изменит типологию, планировку и масштаб».
Три или четыре этажа — объекты из одного масштабного реестра. А пять этажей или десять — из разных. Соблюсти закон — значит сохранить масштабный реестр.

Помимо этого, на Варварке действуют ограничения ЮНЕСКО. Здания не входят в охранную зону Кремля, в терминологии ЮНЕСКО это «буферная зона». Как объясняет источник TANR, «в отношении таких мест не существует четких норм, но есть рекомендации — не изменять ландшафт, если это может нанести ущерб памятнику». Появление парка на месте гостиницы «Россия» меняет ландшафт — но вроде бы в интересах восприятия памятника. Многоэтажный отель может оказаться ему во вред.

Последнее слово здесь принадлежит парижскому бюро ЮНЕСКО, их эксперт должен оценить масштаб гипотетических потерь или приобретений. Известно, что эксперт уже побывал в Москве. Его резолюция еще не опубликована, но ждать, видимо, осталось недолго. Хочется поторопить, потому что вдоль Китайгородской стены уже возводят другую стену. Большую, высотой как раз с дом на углу. Случись что, за стеной мы этого уже не увидим.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+