18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Два художника, две легенды, две жизни в богемном Париже

Интерес к Парижской школе у ГМИИ им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году прошла масштабная выставка, познакомившая отечественного зрителя с самим феноменом Парижской школы. Выставка же работ Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968) не только продолжает тему, но и открывает новый цикл, посвященный мастерам этого заметного явления в искусстве между двумя мировыми войнами ХХ века. На выставке более 40 работ каждого мастера, причем многие из них посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: музею их предоставили частные европейские собрания, доступ к которым обеспечила сокуратор московского проекта Сильви Бюиссон.

Почему Фужита и Паскин, художники со столь разными судьбами? Первый — потомок японских самураев, с ходу завоевавший Париж (куда приехал в 1913 году) своими изящными работами с изображением женщин и обожаемых им кошек. Паскин — портретист (тоже изображал женщин), виртуоз акварели и пастельных тонов, к успеху относился легко и карьеры в искусстве не строил, а перенапряжение из-за кабального контракта с галереей привело его к самоубийству. К тому же Паскин и Фужита никогда не были друзьями, хотя вращались в одних и тех же кругах. Тем не менее их имена часто упоминают рядом, может, из-за схожести тем.

На экспозицию два входа: зайдя с одного, попадаешь к работам Паскина, с другого — Фужиты. Так что можно проследить в любой последовательности творчество двух мастеров и после сравнить их.

Особый интерес на выставке представят ранние и поздние работы обоих художников, до этого в России не выставлявшиеся. В частности, малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2 x 3 м), работавшего в основном в камерных формах. Одно из них представляет вид Туниса, куда он съездил трижды, а другое — библейскую сцену, тоже для него необычную. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов — периода, когда он принял католицизм, что отразилось на темах его произведений. Объединит же двух художников зал, где будут представлены произведения русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы: это «Группа 13» и ее самый яркий представитель Татьяна Маврина, в чьем творчестве находят сочетание импрессионизма, Парижской школы и русского народного искусства. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит Алексей Петухов, куратор выставки со стороны ГМИИ.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+