18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дневник Алёны Лапиной; Московская биеннале. «Больше света» в Манеже

Вернисаж выставки основного проекта 5-й Московской биеннале современного искусства проходил в очередях. Для того, чтобы попасть в Манеж нужно было отстоять часовую очередь на вход. На третьем этаже, откуда открывается самый лучший вид на экспозицию куратора Катрин де Зегер, разливали, но чтобы получить коктейль, нужно было тоже отстоять получасовую очередь.

Люди сквозь кружевное бумажное барахольное великолепие выставки бродили какие-то потерянные, придавленные масштабом мероприятия, которое посетил министр культуры Владимир Мединский и руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков. Торжественных речей никто не услышал -- микрофоны оказались слабоваты, чтобы перекрыть гул художественного народа. Вернисажная публика тщетно пытались в темноте на подземном этаже с видео читать этикетки - текст, напечатанный на черной бумаге было категорически не видно. Хотелось попросить -- "Больше света!" Лиза Плавинская, участник выставки, гордо показывала бейдж: "Видите, тут написано -- художник! Меня официально признали!". Личный помощник директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак Варя Давыдова ходила под ручку с комиссаром биеннале Иосифом Бакштейном, который представлял ее публике так "Моя приемная дочь!" 

На выставке были замечены предприниматель Петр Авен, советник по голландской культуре Тимен Коувенаар,  делегация "Манифесты" -- в том числе куратор Каспар Кениг и глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор музея Востока Татьяна Метакса, художники Андрей Бильжо, Петр Белый, Олег Кулик, и многие-многие другие. Помимо привычных лиц, попадалось много незнакомых, судя по всему иностранных участников биеннале.

Навигацию осложняла вереница перформанистов, одетых в длинные средневековые робы и с клетками на головах, по которым они методично стучали железными палками, как в колокола. Эти приезжие арт-гастарбайтеры почти затерли традиционных московских вернисажных клоунов вроде Александра Петрелли (галерея «Пальто»), который  на этот раз из под полы своего пальто торговал произведениями Дмитрия Булныгина.  

После завершения мероприятия вся основная публика отправилась в ресторан George Best. Вернисажная очередь из одного бара в Манеже переехала в другой бар в ресторане. Оттуда все быстро разъехались по привычным кафе города, отмечать открытие основного проекта в более тесных компаниях.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+