18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дневник Алёны Лапиной; Московская биеннале. «Больше света» в Манеже

Вернисаж выставки основного проекта 5-й Московской биеннале современного искусства проходил в очередях. Для того, чтобы попасть в Манеж нужно было отстоять часовую очередь на вход. На третьем этаже, откуда открывается самый лучший вид на экспозицию куратора Катрин де Зегер, разливали, но чтобы получить коктейль, нужно было тоже отстоять получасовую очередь.

Люди сквозь кружевное бумажное барахольное великолепие выставки бродили какие-то потерянные, придавленные масштабом мероприятия, которое посетил министр культуры Владимир Мединский и руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков. Торжественных речей никто не услышал -- микрофоны оказались слабоваты, чтобы перекрыть гул художественного народа. Вернисажная публика тщетно пытались в темноте на подземном этаже с видео читать этикетки - текст, напечатанный на черной бумаге было категорически не видно. Хотелось попросить -- "Больше света!" Лиза Плавинская, участник выставки, гордо показывала бейдж: "Видите, тут написано -- художник! Меня официально признали!". Личный помощник директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак Варя Давыдова ходила под ручку с комиссаром биеннале Иосифом Бакштейном, который представлял ее публике так "Моя приемная дочь!" 

На выставке были замечены предприниматель Петр Авен, советник по голландской культуре Тимен Коувенаар,  делегация "Манифесты" -- в том числе куратор Каспар Кениг и глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор музея Востока Татьяна Метакса, художники Андрей Бильжо, Петр Белый, Олег Кулик, и многие-многие другие. Помимо привычных лиц, попадалось много незнакомых, судя по всему иностранных участников биеннале.

Навигацию осложняла вереница перформанистов, одетых в длинные средневековые робы и с клетками на головах, по которым они методично стучали железными палками, как в колокола. Эти приезжие арт-гастарбайтеры почти затерли традиционных московских вернисажных клоунов вроде Александра Петрелли (галерея «Пальто»), который  на этот раз из под полы своего пальто торговал произведениями Дмитрия Булныгина.  

После завершения мероприятия вся основная публика отправилась в ресторан George Best. Вернисажная очередь из одного бара в Манеже переехала в другой бар в ресторане. Оттуда все быстро разъехались по привычным кафе города, отмечать открытие основного проекта в более тесных компаниях.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+