За последние полвека Мартин Парр завоевал репутацию одного из ведущих британских фотохудожников-документалистов: он выпустил более сотни фотокниг и принял участие в бессчетном множестве выставок. В наше время, перенасыщенное визуальностью, живые и яркие работы Парра, в которых массовый туризм и культура потребления изображены со смесью симпатии и едкой иронии, стали моментально узнаваемыми благодаря тонкому юмору и умению автора схватывать абсурд сиюминутности.
Хотя Парр уже может гордиться впечатляющим творческим багажом, нет никаких признаков того, чтобы его карьера шла на спад. Напротив, после того как в 2021 году у него был диагностирован рак, он будто торопится работать. В 2024-м вышел проникновенный документальный фильм Ли Шульмана «Я — Мартин Парр», в котором зритель путешествует вместе с фотографом по городам Британии.
Новая книга Парра, созданная в сотрудничестве с писательницей Венди Джонс, выглядит его неофициальной автобиографией. Название «Крайне ленивый и рассеянный» взято из школьной характеристики; впоследствии эта фраза стала для Парра предметом гордости. На самом деле он вовсе не был юным оболтусом: обожал наблюдать за птицами, был «трейнспоттером», фанатом железных дорог, и заядлым коллекционером. С этим последним увлечением фотограф не расстается по сей день: он известен как обладатель огромного собрания фотокниг, а также коллекции памятных сувениров, связанных с советскими собаками-космонавтами.
Помещенные в книгу фотографии из семейного альбома придают повествованию непринужденный характер, как будто мы листаем ее, сидя бок о бок с главным героем, а он объясняет нам, кто здесь запечатлен. По сути, интимная манера вести рассказ соответствует его очевидному желанию не воспринимать себя и свое творчество слишком серьезно («Чем больше вы снимаете все подряд, тем больше шансов получить хорошую фотографию, поэтому я продолжаю снимать все подряд»).
В книге рассказывается об основных вехах в жизни Парра — начиная со времени первого знакомства с фотографией (благодаря деду, страстному фотографу-любителю) и ранних черно-белых работ, на которые его вдохновило искусство американца Гарри Виногранда (1928–1984) и британца Тони Рэй-Джонса (1941–1972). Уже тогда проявились присущее ему чувство юмора и особенности художественного мышления. «Когда я снимаю, я сосредотачиваюсь на пространстве между объектами, взаимодействии частей картинки, — рассказывает Парр. — Не на самом объекте, а на том, как объекты взаимодействуют».
Говорится в книге и о спорах, возникших после публикации знаменитой серии «Последний приют» (1983–1985), снятой на пляже Нью-Брайтона в Мерсисайде. На ней был запечатлен веселый хаос отпускного времени в Британии. Серия вызвала полемику из-за ярких цветов, которые не соответствовали принятым вкусам, а также повлекла обвинения в том, что автор использовал обычных трудяг ради насмешки над ними. Потом была серия цветных фотографий «Маленький мир» (1987–1994), посвященная международному туризму. По этому случаю старший коллега и мировой авторитет Анри Картье-Брессон отправил Парру факс, едко заметив, что это снимки с другой планеты. Тот ответил: «Между тем, как Вы воспеваете жизнь, и тем, как я ее исподволь критикую, лежит пропасть… Но я хотел бы спросить: зачем убивать гонца?» Мартин Парр всегда полагал, что фотографии «обычно упорядочивают хаос, помогая понять, что мы здесь делаем».
Оглядываясь назад, он поражается тому, как изменилась сама фотография. «Сейчас невозможно сфотографировать ребенка вот так, без одежды, — говорит он об одном снимке из серии «Последний приют», — а в начале 1980-х с этим не было проблем. Я мог снимать все, что хочу, и никто бы даже бровью не повел». Его также увлекает развитие технологий: последние фотографии в книге сделаны iPhone. «Одна из тем моих снимков — это то, как все меняется, — замечает он. — И мир действительно изменился».