«Король репортеров», писатель, журналист, драматург, знаток Москвы Владимир Гиляровский родился в Вологодской губернии 170 лет назад, 26 ноября. В связи с этим в Москве с лета проводятся юбилейные мероприятия: лекции, творческие встречи, выставки и конференции. В Музее Москвы на выставке «Линия Гиляровского» впервые представлен архив репортера, случайно найденный в прошлом году в букинистической лавке столицы. На этой же выставке с помощью ИИ устроен чат, где посетители могут «поболтать» с дядей Гиляем. Открылся даже целый ресторан «Гиляровский» на Люсиновской улице.
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» идет в Музее русского импрессионизма с середины октября и уже успела обрасти совместными гастрономическими акциями и коллаборациями.
В только что отреставрированном Доме русского бильярда, в клубе-ресторане «Москва» по субботам и воскресеньям (с 12 до 16) совместно с Музеем русского импрессионизма в рамках выставки проходит бранч. У бранча отдельное красиво отпечатанное меню. Некоторые блюда кажутся совсем современными: овсянка с ягодами и заварным кремом; ром-баба; сырники из творога из топленого молока с карамелью. А вот 12-слойную кулебяку и расстегай с печенью налима легко представить в трактирах времен Гиляровского. Будьте готовы к тому, что бранч готовят до 45 минут.
В чайной «Нитка» создали специальную коллекционную подписку, в которую входит фирменный чай «Гиляровский» с листьями вишневого дерева — сдержанный, с легкой терпкостью, будто воспоминание о чаепитиях с самоваром в старых московских двориках. В самом же музее по мотивам выставки создали авторские напитки: «Купеческая сказка» (сливочный раф с запеченным яблоком и корицей), «Маршрут № 20» (черный кофе с вишней и кизиловой пенкой) и «Теплый авангард» (черный чай с гибискусом, дикой голубикой, апельсином и лавандой, подается с мармеладом).
Месяц назад в самом центре купеческой Москвы открылся ресторан-рюмочная «Гиляровский». Такой трактир средней руки — без тестовских поросят с хреном и куропаток с рябчиками. Простая домашняя кухня, меню составлено с оглядкой на конец XIX века: котлеты де-воляй, «Рубанина на французский манер», картофель «Пушкин». Грузди — чудо как хороши под настоечку.
Совершая это путешествие, невольно вспоминается описание Гиляровским настоящего трактирного застолья: «Сначала икра, потом ботвинья с осетриной, белая рыба, стерляди в расстегаях, индейка с трюфелями...» Где же найти такой трактир, и не за миллион денег, без 170-летнего юбилея Владимира Алексеевича?!.