18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие
Большой Египетский музей, на строительство которого был потрачен $1 млрд, официально открылся 1 ноября. Фото: Grand Egyptian Museum
Большой Египетский музей, на строительство которого был потрачен $1 млрд, официально открылся 1 ноября.
Фото: Grand Egyptian Museum

Большой Египетский музей наконец открылся. Первые впечатления о нем — в репортаже Артема Силкина и в комментарии Елизаветы Лихачевой

Большой Египетский музей, на строительство которого был потрачен $1 млрд, официально открылся 1 ноября (ранее к посещению была доступна лишь часть пространств). Не зря он носит сокращенное название GEM (от англ. Grand Egyptian Museum), то есть «драгоценность». Размеры музея и значение его коллекции, посвященной одной из ключевых цивилизаций нашей планеты, по-настоящему велики. Он станет не только местом хранения и презентации сокровищ Древнего Египта, но и местом изучения, реставрации и интерпретации этого драгоценного наследия.

Музей расположен на расстоянии нескольких километров от долины пирамид, на которые открывается потрясающий вид из окон (кроме того, построена специальная тропа, позволяющая добраться до них пешком или на электрокаре). Не менее интересно оценить, как выглядит здание от пирамид и как ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects вписало его в ландшафт. Бюро имеет большой опыт работы с историческими территориями и музеями. Их авторству принадлежит, например, Палестинский музей в Бирцейте, а также учебный комплекс с библио­текой на территории Университета Гринвича, ансамбль которого с историческими зданиями является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В случае с Большим Египетским музеем архитекторы стремились в форме фасадов, декоре и отделке отсылать к местным материалам и традициям. Конкурс на проектирование был проведен еще в 2003 году, но из-за событий «арабской весны», а после из-за пандемии реализация проекта растянулась более чем на два десятилетия. По этой причине здание будто несколько отстает от времени, напоминая большой торговый центр из начала 2000-х.

Пока добраться сюда можно на автомобиле, но вскоре совсем рядом откроется новая станция метро. Музей представляет собой целый квартал площадью 500 тыс. кв. м с комплексом построек, объединенных крытыми и открытыми переходами. Здесь располагаются в том числе административные здания, арт-центр, образовательный центр, реставрационные мастерские и две крытые улицы с многочисленными ресторанами, кафе и магазинами (помимо сувениров, весьма дорогостоящих, продают ювелирные украшения, одежду и сладости). Торговые улицы отделены от самого музея исполинским крытым атриумом с декоративным каналом и 3200-летней 11-метровой статуей фараона Рамсеса II.

Торговые улицы отделены от самого музея исполинским крытым атриумом с декоративным каналом и 3200-летней 11-метровой статуей фараона Рамсеса II. Фото: Grand Egyptian Museum
Торговые улицы отделены от самого музея исполинским крытым атриумом с декоративным каналом и 3200-летней 11-метровой статуей фараона Рамсеса II.
Фото: Grand Egyptian Museum

К музейным залам ведет высокая лестница, на которой расставлены скульптурные произведения различных периодов древнеегипетской цивилизации. Зрителям предлагаются разные варианты изучения экспонатов, включая последовательный хронологический и по наиболее значимым артефактам (если нужно сэкономить время). Залы разделены на смысловые блоки: «Общество», «Царства», «Верования», но разобраться в их лабиринте непросто.

Большой Египетский музей — это пир артефактов — более 100 тыс. предметов, охватывающих 5 тысячелетий — от додинастического до римского периода. Впечатляет разнообразие тем: виноделие, ремесла, праздники, верования, охота, косметика. Впервые выставлено полное содержимое гробницы Тутанхамона — свыше 5 тыс. артефактов, включая золотую погребальную маску, саркофаг и трон. У некоторых экспонатов — этикетки с небольшими интересными историями.

Мультимедиарешения внедрены дозированно. Выглядят они довольно старомодно и даже местами наивно (впрочем, чтобы выделиться из музейной мозаики, сегодня нужно делать экспозиции вовсе без мультимедиа). Отдельно можно приобрести билеты в детский музей с цветными конструкциями на тему Древнего Египта и в залы дополненной реальности, где, получив VR-очки, можно познакомиться с историей строительства пирамид. На поверхностный осмотр всей экспозиции нужно заложить целый день.


Елизавета Лихачева

Елизавета Лихачева, Искусствовед
Елизавета Лихачева, Искусствовед

Большой Египетский музей — это бессмысленная безобразная постройка. Проблема понятна. Старый каирский Египетский музей на площади Тахрир не справлялся с потоком. Было огромное количество туристов на автобусах, которые негде было парковать. Были проблемы с трафиком, безопасностью. Поэтому строится новый музей, да еще и поближе к Гизе, так, чтобы весь туристический поток завернуть от центра Каира на его окраину (а Гиза — это окраина Каира). А рядом собираются построить еще один аэропорт. То есть ты прилетаешь в этот аэропорт и сразу едешь в Гизу, где устраивается огромный музейно-гостиничный кластер.

Что сейчас получилось? Получилось здание площадью 500 тыс. кв. м, из которых под музейную экспозицию, как заявлено, отведено только 50 тыс. Здание больше похоже на гигантский аэропорт. Сама экспозиция сделана совершенно по другому принципу, чем было в старом музее. Она разделена на три основные темы: светская жизнь Египта, загробный мир Египта и бытовая жизнь. Вещи представлены превосходные. Но экспозиция — черт ногу сломит, притом что в старом каирском Египетском музее, основанном французским египтологом Огюстом Мариеттом, она была понятна. Пройдя только один этаж от палетки Нармера до портрета Максимина II Даза, ты получал полное представление об истории развития не только древнеегипетского искусства, но и государства.

Новый музей мне не понравился. Огромные переходы, гигантские лестницы — абсолютная гигантомания. Большая часть здания занята магазинами, и к музею это все имеет весьма отдаленное отношение. Для меня это образец того, как музей строить нельзя. Нельзя строить музей для того, чтобы воткнуть в него магазины на 400 тыс. кв. м. Это не музей тогда, а торговый центр с музеем.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+