Пол, возраст и отношение к риску стали центральными темами исследования Survey of Global Collecting по заказу ярмарки Art Basel и банка UBS, опубликованного в октябре. Документ показывает, что женщины не только тратят на искусство больше, чем мужчины, но и чаще приобретают произведения неизвестных художников.
Исследование, проведенное в середине 2025 года, охватило 3,1 тыс. обеспеченных частных лиц (high-net-worth individuals, HNWI) из 10 стран, которые активно покупают искусство. Цель проста: понять, в каком направлении движется рынок. Большая часть рынка «голубых фишек» сегодня построена на вкусах «молчаливого поколения» (1928–1945 года рождения) и бебибумеров (1946–1964), преимущественно мужчин. Однако анализ предпочтений и поведения миллениалов (начало 1980-х — середина 1990-х) и зумеров (середина 1990-х — начало 2010-х) помогает аукционным домам, галереям и ярмаркам прогнозировать, что будет интересно следующему поколению покупателей.
Особое внимание в 200-страничном отчете уделено женщинам: к концу 2024 года они контролировали более трети мирового богатства, и их доля стремительно растет. Именно поэтому экономист Клэр Макэндрю, автор исследования, настояла на том, чтобы выборка была разделена поровну между мужчинами и женщинами, а также 74% респондентов составили миллениалы и зумеры.
Несмотря на сохраняющуюся нестабильность, торговые барьеры и ограничения на перемещение, состоятельные покупатели продолжали активно приобретать произведения искусства, антиквариат и предметы коллекционирования, говорится в отчете. В среднем HNWI потратили на коллекции 20% личного капитала. В 2024 году средние расходы на искусство у всех опрошенных составили $438,99 тыс. (в среднем 14 произведений на покупателя). Бумеры лидируют по расходам — почти $993 тыс. на душу, за ними следуют миллениалы ($523 тыс.).
Отчет показывает, что бумеры чаще всего покупают живопись, а миллениалы больше других тратят деньги на декоративное искусство, дизайн и ювелирные изделия.
Вопреки стереотипам о том, что молодое поколение больше интересуется впечатлениями, чем материальными вещами, зумеры в среднем тратят больше всех на такие категории, включая сумки, ретроавтомобили, яхты, самолеты и… кроссовки — в среднем $19,44 тыс. на покупку винтажной пары.
И все же живопись остается самым востребованным жанром у всех возрастных и гендерных групп: 48% респондентов планируют купить в течение года минимум одну картину, 37% — скульптуру. При этом мужчины проявляют больший интерес к живописи, скульптуре и графике, а вот женщины лидируют во всех остальных категориях: фотография, инсталляция, текстильное и цифровое искусство. Последнее особенно удивительно, поскольку digital art традиционно считается мужской территорией, однако его доля в коллекциях состоятельных женщин выше — 15% против 11% у мужчин.
В 2024 году обеспеченные владелицы коллекций потратили на искусство на 46% больше, чем их коллеги-мужчины — главным образом за счет миллениалок и женщин-зумеров. Средняя миллениалка из выборки потратила $643,7 тыс. в год, а представительница поколения Z — $537,4 тыс., опередив мужчин того же возраста вдвое (даже чуть больше). При этом в материковом Китае средние расходы среди миллениалок достигли $3,9 млн, а в Японии — чуть более $1 млн.
«Женщины становятся очень мощной демографической группой, — отметила Клэр Макэндрю. — Несмотря на разговоры о спаде в верхнем сегменте рынка, существуют поразительно активные ниши. Например, среди женщин в Китае, Японии и Бразилии, которые тратят значительно больше, чем мужчины».
Пошатнулся еще один стереотип: исследование показывает, что женщины чаще рискуют, покупая работы нераскрученных художников. Так, 55% женщин (против 44% мужчин) заявили, что приобретают произведения малоизвестных авторов. При этом больше половины респондентов признали, что считают такие покупки рискованными.
Независимо от пола респонденты при покупке искусства были осторожнее, чем в инвестициях.
«Возможно, потому что искусство — социальная сфера: если купишь „отстой“, может выйти неловко, люди осудят тебя, в отличие от ситуации, когда ты просто потерял деньги на фондовом рынке», — предположила Клэр Макэндрю.
По мнению аналитика, это объясняет феномен художников-суперзвезд. «Самый простой способ снизить риск — покупать то, что покупают все».