18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дамы обгоняют кавалеров: богатые женщины потратили на искусство на 46% больше, чем мужчины

Art Basel Paris, 2025.  Фото: Art Basel
Art Basel Paris, 2025.
Фото: Art Basel
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Свежий отчет Art Basel/UBS исследует гендерное распределение в среде покупателей на арт-рынке

Пол, возраст и отношение к риску стали центральными темами исследования Survey of Global Collecting по заказу ярмарки Art Basel и банка UBS, опубликованного в октябре. Документ показывает, что женщины не только тратят на искусство больше, чем мужчины, но и чаще приобретают произведения неизвестных художников.

Исследование, проведенное в середине 2025 года, охватило 3,1 тыс. обеспеченных частных лиц (high-net-worth individuals, HNWI) из 10 стран, которые активно покупают искусство. Цель проста: понять, в каком направлении движется рынок. Большая часть рынка «голубых фишек» сегодня построена на вкусах «молчаливого поколения» (1928–1945 года рождения) и бебибумеров (1946–1964), преимущественно мужчин. Однако анализ предпочтений и поведения миллениалов (начало 1980-х — середина 1990-х) и зумеров (середина 1990-х — начало 2010-х) помогает аукционным домам, галереям и ярмаркам прогнозировать, что будет интересно следующему поколению покупателей.

Art Basel Paris, 2025.  Фото: Art Basel
Art Basel Paris, 2025.
Фото: Art Basel

Особое внимание в 200-страничном отчете уделено женщинам: к концу 2024 года они контролировали более трети мирового богатства, и их доля стремительно растет. Именно поэтому экономист Клэр Макэндрю, автор исследования, настояла на том, чтобы выборка была разделена поровну между мужчинами и женщинами, а также 74% респондентов составили миллениалы и зумеры.

Кроссовки для зумеров

Несмотря на сохраняющуюся нестабильность, торговые барьеры и ограничения на перемещение, состоятельные покупатели продолжали активно приобретать произведения искусства, антиквариат и предметы коллекционирования, говорится в отчете. В среднем HNWI потратили на коллекции 20% личного капитала. В 2024 году средние расходы на искусство у всех опрошенных составили $438,99 тыс. (в среднем 14 произведений на покупателя). Бумеры лидируют по расходам — почти $993 тыс. на душу, за ними следуют миллениалы ($523 тыс.).

Отчет показывает, что бумеры чаще всего покупают живопись, а миллениалы больше других тратят деньги на декоративное искусство, дизайн и ювелирные изделия.

Art Basel Paris, 2025.  Фото: Art Basel
Art Basel Paris, 2025.
Фото: Art Basel

Вопреки стереотипам о том, что молодое поколение больше интересуется впечатлениями, чем материальными вещами, зумеры в среднем тратят больше всех на такие категории, включая сумки, ретроавтомобили, яхты, самолеты и… кроссовки — в среднем $19,44 тыс. на покупку винтажной пары.

И все же живопись остается самым востребованным жанром у всех возрастных и гендерных групп: 48% респондентов планируют купить в течение года минимум одну картину, 37% — скульптуру. При этом мужчины проявляют больший интерес к живописи, скульп­туре и графике, а вот женщины лидируют во всех остальных категориях: фотография, инсталляция, текстильное и цифровое искусство. Последнее особенно удивительно, поскольку digital art традиционно считается мужской территорией, однако его доля в коллекциях состоятельных женщин выше — 15% против 11% у мужчин.

Дорогая, ты стала много тратить

В 2024 году обеспеченные владелицы коллекций потратили на искусство на 46% больше, чем их коллеги-мужчины — главным образом за счет миллениалок и женщин-зумеров. Средняя миллениалка из выборки потратила $643,7 тыс. в год, а представительница поколения Z — $537,4 тыс., опередив мужчин того же возраста вдвое (даже чуть больше). При этом в материковом Китае средние расходы среди миллениалок достигли $3,9 млн, а в Японии — чуть более $1 млн.

«Женщины становятся очень мощной демографической группой, — отметила Клэр Макэндрю. — Несмотря на разговоры о спаде в верхнем сегменте рынка, существуют поразительно активные ниши. Например, среди женщин в Китае, Японии и Бразилии, которые тратят значительно больше, чем мужчины».

Art Basel Paris, 2025.  Фото: Art Basel
Art Basel Paris, 2025.
Фото: Art Basel

Пошатнулся еще один стереотип: исследование показывает, что женщины чаще рискуют, покупая работы нераскрученных художников. Так, 55% женщин (против 44% мужчин) заявили, что приобретают произведения малоизвестных авторов. При этом больше половины респондентов признали, что считают такие покупки рискованными.

Независимо от пола респонденты при покупке искусства были осторожнее, чем в инвестициях.

«Возможно, потому что искусство — социальная сфера: если купишь „отстой“, может выйти неловко, люди осудят тебя, в отличие от ситуации, когда ты просто потерял деньги на фондовом рынке», — предположила Клэр Макэндрю.

По мнению аналитика, это объясняет феномен художников-суперзвезд. «Самый простой способ снизить риск — покупать то, что покупают все». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+