18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Национальная галерея в Лондоне построит новое крыло и займется XX веком

Габриэле Финалди на главном портике Национальной галереи с видом на Трафальгарскую площадь. Фото: The National Gallery, London
Габриэле Финалди на главном портике Национальной галереи с видом на Трафальгарскую площадь.
Фото: The National Gallery, London
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Грядущее строительство сопряжено с ростом амбиций. Расширение хронологических рамок музейной коллекции можно счесть покушением на «сферу влияния» Тейт, однако две институции готовы договариваться и сотрудничать

Недавно лондонская Национальная галерея объявила о поистине революционных планах — строительстве нового, грандиозного крыла и намерении коллекционировать искусство всего XX века.

Последнее обстоятельство воспринимается как вторжение на территорию музея Тейт. Эта институция собирает международное искусство с 1900 года, тогда как Национальная галерея до сих пор занималась живописью более раннего времени. Такие рамки были закреплены соглашениями двух музеев в 1997 и 2009 годах.

Правда, директор Тейт Мария Бэлшоу в своем недавнем заявлении уже отметила, что «надеется на тесное сотрудничество с коллегами из Национальной галереи в вопросах предоставления произведений на выставки, обмена кураторским опытом и знаниями в области реставрации для создания новых экспозиций». Однако этому предшествовали многомесячные кулуарные переговоры, и к моменту, когда директор Национальной галереи Габриеле Финальди объявил о новых планах, вопрос не был решен окончательно. Незадолго до того попечительские советы обеих институций провели совместное заседание и сформировали рабочую группу для координации деятельности с целью «развития национальной коллекции в целом», как выразился Финальди. Он надеется, что соглашение будет достигнуто к концу этого года.

Королева Елизавета II на открытии крыла Сейнсбери в июле 1991 года. Фото: The National Gallery, London
Королева Елизавета II на открытии крыла Сейнсбери в июле 1991 года.
Фото: The National Gallery, London

Новое крыло Национальной галереи будет почти таким же большим, как и существующее крыло Сейнс­бери 1991 года постройки. В сентябре был объявлен международный архитектурный конкурс. По его условиям площадь нового здания должна составить от 5,5 тыс. до 7 тыс. кв. м, из которых 2,4 тыс. кв. м будет отведено под постоянную экспозицию и временные выставки. Из необходимых для строительства £400 млн уже удалось привлечь £375 млн (включая два пожертвования по £150 млн каждое).

Справка
Национальная галерея и филантропы-рекордсмены

В разговоре с The Art Newspaper директор Национальной галереи Габриеле Финальди подчеркнул, что каждый из двух взносов по £150 млн является «крупнейшим в истории денежным пожертвованием в пользу культурной институции не только в Великобритании, но и в мире». Меценатами строительства нового крыла музея выступили фонды Michael Moritz’s Crankstart и Julia Rausing Trust.

Уроженец Кардиффа Майкл Мориц, ныне живущий в Сан-Фран­цис­ко, начинал карьеру журналистом в журнале Time, а затем сделал состояние как венчурный инвестор в компании Sequoia Capital, вкладывая средства в Google, LinkedIn и YouTube. Мориц ведет благотворительную деятельность через фонд Crankstart, который он основал вместе с женой, Гарриет Хейман. Он обязался пожертвовать половину своего состояния на благотворительные цели и в 2012 году уже передал £75 млн Оксфордскому университету, где учился. Мориц — коллекционер, в его собрании есть несколько важных картин Люсьена Фрейда.

Ханс Кристиан Раузинг унаследовал состояние
своей семьи, владевшей долей в шведской компании по производству упаковки Tetra Pak. В 2014 году он женился на Джулии Делвз Бротон, директоре аукционного дома Christie’s. Позднее супруги основали фонд, ныне известный как Julia Rausing Trust. Джулия умерла от рака в апреле 2024 года. Фонд Раузингов уже пожертвовал Национальной галерее более £11 млн на строительные проекты. Он оказывал поддержку и многим другим художественным институциям. В частности, в 2023 году Julia Rausing Trust пожертвовал £2 млн на реконструкцию Национальной портретной галереи и £950 тыс. на приобретение «Портрета Омаи» кисти Джошуа Рейнолдса.

За филантропическую деятельность оба мецената удостоены рыцарского звания. Мориц получил его в 2013 году, Раузинг — в 2024-м.

Помимо £300 млн от двух ключевых доноров, Национальная галерея привлекла на строительство нового крыла еще £75 млн. В эту сумму входят взносы от National Gallery Trust и личное пожертвование в размере £10 млн от председателя попечительского совета галереи, предпринимателя Джона Бута.

Еще…

Для реализации плана потребуется снести Сент-Винсент-Хаус — ничем не примечательное здание 1971 года постройки, расположенное к северу от крыла Сейнсбери. Галерея приобрела его в 1998 году на перс­пективу, и с тех пор большинство помещений в нем сдавалось в аренду (сейчас там отель). Новое здание будет соединено с крылом Сейнсбери, где после недавней реконструкции находится главный вход в музей. Между крылом Сейнс­бери и Сент-Винсент-Хаусом проходит улочка Сент-Мартинс-стрит, которую хотят укоротить, чтобы пристыковать новое здание к старому. Над другим участком Сент-Мартинс-стрит возведут мост, чтобы связать верхний этаж нового корпуса с основным зданием галереи.

Вид на улицу Святого Мартина, справа — дом Святого Винсента. Вдали — задняя часть крыла Sainsbury. Photo: The Art Newspaper
Вид на улицу Святого Мартина, справа — дом Святого Винсента. Вдали — задняя часть крыла Sainsbury. Photo: The Art Newspaper

По словам Финальди, шорт-лист архитекторов будет объявлен 28 ноября, а победитель — в апреле следующего года. В идеале директор музея хотел бы видеть здание «выразительное, высококачественное, вносящее значительный вклад в архитектуру Лондона, но при этом гармонично вписывающееся в ансамбль с крылом Сейнс­бери и историческим зданием Уилкинса». Проект также предусматривает создание более привлекательного пешеходного маршрута между Трафальгарской и Лестерской площадями. Разработка проекта победителем займет около года, еще год уйдет на его финализацию и получение необходимых разрешений. Новое крыло планируют открыть в самом начале 2030-х.

Проект реконструкции территории перед крылом Sainsbury, выходящим на Трафальгарскую площадь. Фото: Selldorf Architects
Проект реконструкции территории перед крылом Sainsbury, выходящим на Трафальгарскую площадь.
Фото: Selldorf Architects

До недавних пор коллекция Национальной галереи охватывала искусство с XIII по конец XIX века, хотя в последние десятилетия музей иногда приобретал работы начала 1900-х. По словам Финальди, установленная граница «с течением времени выглядит все более искусственной». Он подчеркивает, что «в XX столетии живопись становится невероятно захватывающей» и он хочет, чтобы Национальная галерея рассказала эту историю.

Директор музея намерен создать коллекцию XX века, обеспечив при этом широкий хронологический и гео­графический охват. Собрание музея перестанет быть почти исключительно европейским. Формировать его будут как за счет приобретений, так и из произведений, взятых в долгосрочную аренду. Покупки, очевидно, будут зависеть от привлечения дополнительного финансирования, а для получения работ в аренду Финальди планирует обращаться к наследникам и фондам ведущих художников. Ожидается, что обмен произведениями с Тейт станет еще более интенсивным.

Проект вестибюля, построенного Вентури и Скоттом Брауном в 1991 году. Он будет открыт, чтобы добавить больше естественного света. Фото: Selldorf Architects
Проект вестибюля, построенного Вентури и Скоттом Брауном в 1991 году. Он будет открыт, чтобы добавить больше естественного света.
Фото: Selldorf Architects

Габриеле Финальди отмечает, что Национальная галерея — это «галерея живописи», а не вообще «художественный музей», в том числе со скульптурой и графикой. Директор обещает, что с включением XX века она станет самой полной в мире специализированной галереей, охватывающей историю живописи от 1250-х годов до недавнего миллениума. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+